Еще недавно все говорили о БРИК, экономика которых стремительно развивалась. О них говорят еще и сегодня, но Россия потеряла темп: ее политика провалилась, а экономика так и не стартовала.
Из этой группы только Бразилия, Индия и Китай пока оправдывают ожидания, хотя и неясно, до каких пор их экономическая модель — государственный элитарный, олигархический капитализм — сможет удерживать курс на быстрое экономическое развитие. Самые продвинутые исследования в Китае все-таки направлены на переизобретение западных технологий, лишь бы не платить за авторские права. Это не самый многообещающий рецепт, хотя он и свидетельствует о том, какой ущерб инновациям может нанести существование патентов.
Кто же займет место России? Может быть, Индонезия, которая уже в середине десятилетия на взгляд наиболее сведущих экономистов казалась аутсайдером, способным преподнести сюрприз. Эта страна занимает очень выгодное геополитическое положение и, следовательно, ее обхаживают Соединенные Штаты. Она богата природными ресурсами, хотя и плохо управляемыми. В ней проживает китайское меньшинство, очень предприимчивое и поэтому ненавидимое. У страны очень много шансов вырваться вперед, может быть, даже обогнать Индию и Бразилию, при том, что эндемическая коррупция, немудрое правительственное вмешательство, этническая и религиозная напряженность тормозят ее экономическое развитие. Расположенные в этой же зоне Филиппины тоже заслуживают пристального внимания: эта бывшая колония США, близкая к западу, имеет довольно образованное население, говорящее на английском языке...
Но предсказания надо делать с осторожностью. Коммерческий банк Goldman Sachs сделал ставку на эти две страны, предварительно выделив БРИК, а затем предложив «следующие одиннадцать», среди которых Южная Корея, развитие которой тормозит только риск войны с Северной Кореей, Турция, переживающая экономическое чудо, Мексика, которая постоянно ищет независимости от американского экономического цикла и две азиатские страны, а также возрождающийся Вьетнам. Об этих странах заговорят еще больше в 2011 году. Но в первоначальном списке их осталось только шесть. Другие пять больше не кажутся такими уж многоообещающими: Бангладеш разочаровал почти сразу же, феодальный Пакистан отступил на несколько шагов назад, в то время как Иран остается на обочине по политическим мотивам. Никак не установится мир в Нигерии, которая вместе с другими африканскими странами Гвинейского залива просто сидит на нефти. Может быть, Египет заслуживает более пристального взгляда, вместе с «великой отсутствующей» Южной Африкой.
Не исключено также, что какая-нибудь из новых стран, вошедших в Евросоюз, может вырваться вперед. Одна из них — Румыния — в 2007 году уже была готова броситься догонять Италию, но кризис ее остановил... Но кандидатов становится слишком много. Наиболее надежный список быстро развивающихся стран, так как он связан с рыночной оценкой, был разработан коммерческим банком Морган Стэнли. Например, он включает богатые государства Персидского залива, такие успешные микространы, как Маврикий и Эстонию, давно известную Аргентину, которая в в начале двадцатого века была седьмой по значению экономической державой, Шри Ланка, которая ухитрялась давать экономический прирост в 6% даже в период гражданской войны, такие страны, как Тунис, который уже считается не африканским, а европейским государством, а также такие сомнительные случаи, как Сербия, Казахстан и Украина. Если хотите показаться оригинальными, то можно сослаться на список наиболее многообещающих стран, сделанный несколько лет тому назад банковской группой HSBS: помимо Маврикия, туда входят Непал, Монголия и Фиджи. Рано или поздно, хотя, может быть, и не в 2011 году о них непременно заговорят.