Для индийской дипломатии это был очень оживленный год. Только что завершился визит в Индию российского руководителя, и в списке из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, чьи лидеры посетили Индию за прошедшие 12 месяцев, можно поставить последнюю галочку.
Состоявшийся 21 декабря визит президента России Дмитрия Медведева стал историческим моментом для Индии. Он дал новый толчок весьма прохладным в последнее время российско-индийским связям. Показателем изменений стал тот факт, что стороны подписали 29 соглашений – 11 в присутствии Медведева и премьер-министра Манмохана Сингха и 18 – на полях ежегодного саммита двух руководителей, прошедшего в Нью-Дели. Эти соглашения, как межправительственные, так и между компаниями, охватывают широкий спектр областей, включая оборону, предотвращение стихийных бедствий и ликвидацию их последствий, нефть и газ, науку и технику, атомную энергетику, информационные технологии, фармацевтику, торговлю и банковское дело.
В ряду подписанных соглашений важнейшее место занимает контракт на разработку эскизно-технического проекта истребителя пятого поколения, подписанный между индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited с одной стороны, и Рособоронэкспортом и корпорацией «Сухой» с другой. Это крупнейший военный проект за всю историю Индии. Несомненно, за его реализацией будут с определенной долей беспокойства следить в Китае и Пакистане.
Общая стоимость этого проекта, включая производство 200-250 самолетов, составит более 30 миллиардов долларов. Комментируя данную сделку, Министерство обороны Индии заявило: «Подписанный сегодня контракт это лишь первый из серии таких контрактов, которые будут охватывать различные этапы этой комплексной программы. Общая стоимость проекта, включая дополнительное оборудование и производство самолетов, превращает его в самую крупную программу в оборонной области за всю историю Индии».
Проект предусматривает проектирование и разработку истребителя пятого поколения, обладающего малозаметностью по технологии «стелс» и великолепными скоростными характеристиками, а также повышенной ситуационной ориентированностью, вооруженностью и возможностями по ведению боевых действий на основе использования объединенных информационно-управляющих сетей. Самолет будет создаваться на базе прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50, который может быть принят на вооружение в ВВС России к 2015 году. В индийские ВВС он поступит на 2-5 лет позднее. Индия и Россия будут также совместно продавать этот самолет в третьи страны. Таким образом, Индия может превратиться в крупный и высокодоходный экспортный рынок вооружений, зарабатывая при этом миллиарды долларов.
Другое важное российско-индийское соглашение, которое осталось в основном незамеченным и обойденным вниманием индийских средств массовой информации, это договор о предоставлении Россией Индии высокоточной навигационной связи ГЛОНАСС. В военное время это может сыграть решающую роль. Сегодня большая часть ракет и систем вооружений работает по спутниковым сигналам. Поскольку в настоящее время у Индии нет собственного военного спутника, это соглашение может оказаться жизненно важным в случае войны. Сегодня Индия пользуется связью американской навигационной системы GPS, а американцы предоставляют ее только для гражданских целей.
Медведев сделал ряд правильных заявлений, поддержав кандидатуру Индии на вхождение в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Он также выразил готовность России построить дополнительные реакторы в Куданкуламе, штат Тамил-Наду. Эти моменты очень важны для Индии. Поскольку Медведев подтвердил свою поддержку Индии в вопросе ее принятия в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена, теперь получается, что все пять постоянных членов СБ, за исключением Китая, однозначно выступают за ее принятие. Китай единственный хранит многозначительное молчание по этому поводу. В связи с заявлением Медведева давление на Китай должно усилиться. Пекин не осмеливается позитивно высказываться по данному вопросу по причине недавних сдвигов в своей внешней политике, в рамках которых китайцы открыто и явно связали свое будущее с Пакистаном в ущерб Индии. В то время как остальные постоянные члены СБ ООН наконец-то стали рассматривать вопросы Индии и Пакистана в отдельности, Китай более агрессивно проводит политику увязки индо-пакистанских проблем. Это наглядно проявилось в том, что ни один из лидеров постоянных членов СБ ООН, посетивших в этом году Индию, в Пакистан не поехал. Побывал там только китайский премьер-министр Вэнь Цзябао.
Медведев решительно заявил о поддержке своей страны принятию Индии в постоянные члены Совета Безопасности, заявив следующее: «Россия считает Индию сильным и достойным кандидатом на место в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в случае принятия решения о расширении соответствующего органа ООН». Не менее важной была и поддержка Медведева полноправному членству Индии в таких международных структурах, как Группа ядерных поставщиков (ГЯП) и Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), где сегодня участвуют лишь избранные государства.
Что касается сотрудничества в сфере гражданской атомной энергетики, то здесь визит Медведева принес небольшое разочарование. Стороны должны были подписать соглашение по третьему и четвертому энергоблоку в Куданкуламе, но не сделали этого. Вместо этого Медведев лишь выразил желание России строить дополнительные ядерные реакторы в Куданкуламе. Возможно, русских обеспокоили принятые недавно в Индии законы о ядерной ответственности, хотя они, в отличие от американцев и французов, не выступали по этому поводу с гневными замечаниями. Есть намеки на то, что русские все же сделают шаг вперед и подпишут соглашения о строительстве дополнительных реакторов, потому что в отличие от Франции и США, российские компании, работающие в сфере атомной энергетики, принадлежат государству. А государство может посчитать, что в условиях, когда есть возможность для заключения новых выгодных сделок, можно согласиться на выплату 500 миллионов долларов в качестве компенсации в случае аварии на АЭС, которая может произойти в будущем (именно об этом говорится в индийском законе).
Подписание новых соглашений в области атомной энергетики между Россией и Индией это лишь вопрос времени. Индия уже предложила России землю в Харипуре, Западная Бенгалия, для строительства АЭС. Русские выразили намерение построить там восемь энергоблоков, которые в совокупности будут вырабатывать около 10000 мегаватт электроэнергии. На тот случай, если возникнут непредвиденные социальные и политические проблемы, и правительство Западной Бенгалии не сможет продолжать реализацию российско-индийского проекта в Харипуре, правительство Индии предложило в качестве запасного варианта площадку в штате Орисса.
Во время своего только что завершившегося визита в Индию Медведев уделил внимание вопросу терроризма и поделился мнением о Пакистане, хотя высказывался он без той жестокой откровенности, которую продемонстрировал британский премьер-министр Дэвид Кэмерон во время своей июльской поездки в Индию. Резкие высказывания Кэмерона в адрес Пакистана с территории Индии даже бросили тень на британо-пакистанские дипломатические отношения. Не называя Пакистан, Медведев отметил, что «ни одно цивилизованное государство не может укрывать у себя террористов». После завершения переговоров с премьер-министром Манмоханом Сингхом в составе делегаций Медведеву на совместной пресс-конференции с Сингхом задали вопрос о терроризме. Он ответил: «Террористы являются преступниками. Они подлежат безусловной выдаче для того, чтобы привлекать их к соответствующему наказанию. Тот, кто укрывает террористов, тот покрывает преступников. Ни одно современное цивилизованное государство не может у себя сохранять террористов в качестве законопослушных граждан. Они, безусловно, подлежат наказанию». Медведев также призвал к уничтожению убежищ для терроризма и воинствующего экстремизма, которые существуют в Афганистане и Пакистане.
Премьер-министр также дал ответ на этот вопрос, заявив, что Индия и Россия должны сотрудничать, обмениваться информацией, разведывательными данными и вместе искать новую эффективную стратегию борьбы с терроризмом. «Индия и Россия являются жертвами терроризма, поэтому есть естественная синергия интересов, чтобы мы вместе работали и боролись с этой угрозой», - сказал премьер-министр.
В области торговли стороны договорились об увеличении объема двусторонней торговли до 15 миллиардов долларов к 2015 году. Это довольно простая задача, учитывая укрепление российско-индийских связей в результате визита Медведева.