Отношение США к нашей родине на данный момент не самое дружеское. В январе 2009 года нас покинул посол Ричард Грабер (Richard Graber), а его преемник до сих пор так к нам и не приехал. Весной 2003 года посол Крейг Стэплтон (Craig Stapleton), как говорят, поругался с Вацлавом Клаусом и якобы хлопнул дверью. С тех пор из Вашингтона в Прагу подул «холодный ветер». Однако, кажется, что явная потеря доверия нашего пана президента в кулуарах правительственных кругов США, вообще не беспокоит наших высших политиков.
В связи с этим меня заинтересовал один комментарий к моей статье на Reflex.cz («Что мы сделали, что нам Америка не верит?», 10.11. 2010), автор подписался как Здислава. Цитирую: «Как это возможно, что глава государства за восемь (!!) лет не совершил официального визита ни в США, ни в Великобританию, ни даже в Германию, Францию и Италию?.. В самом деле никому все еще не кажется странным, что все эти государства игнорируют президента страны, входящей в ЕС и НАТО? На это же должны быть свои причины, нет? Обратите, пожалуйста, на это в следующий раз внимание, это было бы очень кстати». Пани Здислава, вот я и обращаю на это внимание, конечно, было бы гораздо больше толку, если бы в этом направлении устремили свои взоры высшие политики нашей страны. Пока еще есть время! Но кажется, времени остается уже немного.
Дело не только в Клаусе. Последней каплей в этом известном сосуде, который был переполнен, стала афера бывшего министра обороны Мартина Батрака (Martin Barták). Как утверждает посол Вильям Кабанисс (Wiliam Cabaniss, посольство США в Праге, 2004-2006), Батрак якобы пытался получить от него немаленькое финансовое вознаграждение за сделку с грузовиками Tatra. Конечно, причины, по которым посол рассказал об этом только в ноябре 2010 года, покрыты тайной. Сколько еще таких скандальных помех пока не обрушились на нашу голову?
Позвольте мне теперь сделать небольшой экскурс в область фантастики. Давайте представим, что мы полностью потеряли доверие США. Ничего нового в принципе и не произошло бы. Однажды это уже случилось. Благодаря заслугам Эдварда Бенеша (Edvard Beneš) в 1945-1948 годы. Американцы, как заявил тогда командующий Военной миссией США в Праге полковник Чарльз Катек (Charles Katek), «бросили нас на произвол судьбы». Иными словами: что бы сейчас произошло, если бы «дядя Сэм» в Белом доме вдруг без предупреждений нам «перекрыл кран»?
Это так называемое «бросить на произвол судьбы», я использую слова командующего Военной миссией США в Праге (1945-48) Чарльза Катека, происходило бы примерно по такому сценарию:
- В течение 48 часов чешская крона перестает быть конвертируемой валютой. Ее больше нельзя свободно обменять. Биржа на Уолл-Стрит в Нью-Йорке исключает чешскую крону из индекса. Другие мировые биржи за несколько минут присоединяются к Нью-Йорку, чтобы предотвратить резкое падение своих экономических курсов.
- В Чехии настает еще больший упадок, чем во времена коммунизма, поскольку чешская валюта вдруг обесценилась, и нет никакого «Советского Союза», никакого СЭВа, которые могли бы приближающуюся экономическую катастрофу хоть как-то сдержать и сохранить все хотя бы в рамках «приемлемой бедности». Наш уровень жизни в течение нескольких месяцев падает до уровня сегодняшней Кубы или даже Северной Кореи.
- Нет не только валюты для покупки южных фруктов, например бананов, апельсинов, лимонов, ананасов и т.д., что во времена большевистского тоталитаризма было просто обычным делом. Возникает хроническая нехватка основных продуктов и одежды. Эти товары можно достать только по «талонам» на еду и на одежду. Деньги как таковые не дают права на покупку без «талонов», потому что в результате неконвертируемости они потеряли свои функции капитала и стали просто обесценившимися купонами для обмена на товар, узаконенными «системой талонов» (экономика во время войны, 1939-1945). Иностранные автомобили и запчасти к ним не существуют (Куба сегодня). Противостоять оттоку рабочей силы в так называемые «капиталистические страны» можно только вновь с помощью «железного» занавеса (Северная Корея сегодня). И если кто-то думает, что Европейский Союз что-то бы сделал, он сильно ошибается – ЕС и глазом бы не моргнул. С нами произошло бы то же самое, что и с Чехословакией в 1938-1939 годах, когда она полагалась на союзников – Францию, Англию и СССР. У нас до сих пор нет никакой европейской валюты (в отличие от словаков). Падение кроны никак бы не затронуло еврозону. И зачем тогда ЕС вступаться за Чехию и ставить себя в небезопасное положение, что и им Вашингтон захочет «перекрыть кран»?
- Получается, что единственная возможная в данном положении политическая система – это диктатура. Прошедшая огонь, воду и медные трубы Коммунистическая партия Чехии и Моравии (KSČM) при таких обстоятельствах довольно быстро окажется у власти. Единственным способом выжить для нации будут абсолютная покорность и тоталитаризм. Начнется новая волна политических процессов над противниками режима. Сначала процессы были бы тайными, а со временем – стали бы проходить публично. Повторение 50-х годов эры Готвальда, «ликвидации классового врага», стало бы законным и неизбежным.
Пани Здислава, я соглашусь с Вами и добавлю: это святая и моральная обязанность всех здравомыслящих граждан Чешской Республики – сделать все для того, чтобы «дядюшка Сэм» в Белом доме не стал бы «перекрывать нам кран».