Как стало известно, четыре японские фирмы, занимающиеся выловом минтая в российской исключительной экономической зоне, заплатили в течение трех лет до прошлого года включительно в общей сложности 500 миллионов иен наличными российским пограничникам за негласное разрешение превышать квоты на количество выловленной рыбы.
Налоговые органы наложили штрафы на четверку компаний за попытку скрыть часть доходов, представляя взятки как законные издержки, сообщает информированный источник.
Компании утверждают, что им приходилось незаконно платить российским чиновникам, чтобы те позволяли им вылавливать больше, чем было разрешено, так как квоты на вылов рыбы, устанавливаемые в ходе двусторонних переговоров между Японией и Россией, в последние годы уменьшились. В этом году для японцев квота на вылов минтая в российских водах равнялась 10952 тоннам.
Эксперты отмечают, что информация о явной даче взяток российским чиновникам может отрицательно сказаться на отношениях Японии и России.
Как сообщают осведомленные источники, налоговые инспекции Саппоро и Сендая обвинили компании Wakkanai Kaiyo из города Вакканай, префектура Хоккайдо, Kanai Gyogyo из города Кусиро, префектура Хоккайдо, Kaiyo Gyogyo из города Хатинохе, префектура Аомори и Sato Gyogyo из города Сиогама, префектура Мияги в попытках сокрытия части доходов.
Пени и дополнительные налоги, наложенные на компании, в общей сложности составляют 150 миллионов иен. На Sato Gyogyo дополнительные налоги наложены не были, так как фирма сейчас считается убыточной.
Четыре компании якобы заявили налоговым органам, что они платили наличными российским пограничникам, находившимся на борту их судов, чтобы те не обращали внимания на рыбу, выловленную сверх квот. Однако налоговики сочли их действия попытками скрыть часть дохода, так как фирмы прикрывали при уплате налогов эти траты фиктивными контрактами, сообщают источники.
Компании владеют траулерами дальнего лова, ведущими ловлю минтая в Беринговом море и других водах региона. Одной из них также принадлежат другие типы рыболовецких судов, действующих в районе оккупированных Россией северных территорий. На борту этих судов в качестве так называемых наблюдателей должны находиться российские пограничники, контролирующие соблюдение квот.
Эксперты утверждают, что в последние годы двусторонние переговоры приводили к снижению квот на вылов в этих водах, так как Токио тщательно старался, чтобы его действия не сказались отрицательно на вопросе о северных территориях.
Более того, подкуп иностранных государственных служащих может считаться нарушением японского Закона о предотвращении недобросовестной конкуренции, даже если деньги выплачивались за рубежом.
Президент Wakkanai Kaiyo заявил The Yomiuri Shimbun, что налоговики отказались принять его объяснения, в то время как президент Kanai Gyogyo заявил, что он ничего не знает. Глава Kaiyo Gyogyo отказался дать нам комментарий и попросил все вопросы адресовать налоговым органам, а президент Sato Gyogyo сказал, что налоговая служба велела ему выплатить задолженность по налогам.
Официальный представитель российской Федеральной службы безопасности, контролирующей пограничные войска, заявил Yomiuri, что ФСБ осознает серьезность скандала. «Нам предстоит связаться с прокуратурой и начать [соответствующее] расследование», - добавил он.