В своем телеинтервью президент России Дмитрий Медведев торжественно назвал Северные территории российской землей, но при этом дал понять, что Москва готова заниматься экономическим развитием спорных островов совместно с Токио.
Беседа Медведева в прямом эфире с руководителями трех крупнейших российских каналов, по-видимому, указывает на серьезные перемены в российской политике.
На вопрос о Северных территориях Медведев ответил: «Это… - наша земля, Но это не значит, что мы не готовы работать с нашими японскими коллегами. Мы готовы реализовывать совместные экономические проекты. И об этом я сказал своему коллеге премьер-министру Японии Наото Кану».
В то же время Медведев, в ноябре нанесший исторический визит на остров Кунашир, подчеркнул, что возможное сотрудничество с Японией на Северных территориях не означает, что Москва готова отдать хоть один из четырех островов.
Судя по всему, Россия отошла от занимавшейся ей ранее позиции, предполагавшей, что она готова передать Японии островную гряду Хабомаи и остров Шикотан, после того как между двумя странами будет подписан мирный договор.
Высокопоставленный представитель японского министерства иностранных дел заявил, между тем, что Токио пока не получал от России конкретных предложений по совместным экономическим проектам.
В ходе интервью Медведев рекомендовал администрации Кана пересмотреть позицию по Северным территориям.
В ответ на вопрос о его поездке на Кунашир он сказал: «Президент туда может ездить, а то, что до меня никто не ездил, так получилось. Далеко они находятся, это правда. Но это, тем не менее, наша земля, мы должны там принимать все необходимые решения, обустраивать Курилы, делать так, чтобы там люди жили по-человечески».
У России есть план по социальному и экономическому развитию Курильских островов на период с 2007 по 2015 год.
Медведев также дал понять, что другие высокопоставленные российские лидеры также будут посещать Северные территории.
В столице Сахалинской области, к которой относятся Курильские острова, ходят слухи, что премьер-министр Владимир Путин также готовится их посетить, чтобы проверить расходование бюджетных средств, ассигнованных в рамках плана по социальному и экономическому развитию.
При этом Медведев заметил, что Россия готова сотрудничать с Японией. «Ничто так не сближает, как совместные экономические проекты, - заявил он. - Можно подумать о создании единой экономической зоны, зоны свободной торговли. Там все деньги будут зарабатывать. Туда будут приезжать подданные Японии, будут и исторические места посещать, и работать там».
Одной из жертв поездки Медведева на Кунашир оказался посол в России Масахару Коно (Masaharu Kono).
«Мне искренне жаль, что я, по сути, способствовал прекращению его политической карьеры. Но мы к этому не стремились», - заявил Медведев о предстоящей отставке Коно с поста посла.
После телеинтервью российские СМИ подняли шум вокруг заявления Медведева о том, что острова Японии переданы не будут, указывающего, что Москва, которая раньше вела переговоры, предполагая передачу части островов, изменила свою позицию.
Одной из причин отсутствия прогресса в переговорах о Северных территориях стало различие во взглядах между теми японскими официальными лицами, которые были согласны для начала на возвращение Хабомаи и Шикотана, и теми, которые требовали передачи сразу всех островов.
Эти расхождения также помешали японскому правительству понять, что Москва меняет свою политику в отношении Северных территорий.
Кроме того к смене позиции по островам правительство Медведева подтолкнули и некоторые другие из последних событий.
Таро Асо (Taro Aso), когда он был премьер-министром, и Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara), когда он был министром по делам Северных территорий, публично заявляли, что Россия «незаконно оккупирует» острова.
Кроме того, японский парламент одобрил законопроект, в котором говорилось, что Северные Курилы принадлежат Японии.
На фоне изменения российского подхода к Северным территориям стоит задаться вопросом о том, сможет ли Япония перезагрузить свою собственную политику в отношении островов.