Такой атмосферы страха и напряженности в Москве не было со времен терактов в метрополитене. Прошло уже определенное время после печально известных волнений на Манежной площади, а столица России продолжает находиться в состоянии осады. Улицы города и станции метро патрулируют усиленные отряды милиции. Лишь 18 декабря в Москве "с целью предотвращения несанкционированных акций протеста и межнациональным конфликтам" было задержано свыше 1000 человек. При таких обстоятельствах приезжие остаются дома, но если у них и возникает потребность выйти в город, то они всячески стараются не возвращаться домой вечером на метро.
Вместе с тем наше общество настойчиво ищет виновников трагедии. И мысли расходятся. Часть москвичей, и не только националисты, предъявляют обвинение во всем кавказцам, которые, приехав в столицу, ведут себя по-хамски. "Я утомилась от того, что на улицах слышу в свой адрес неприличные шутки, которые отпускают стайки кавказцев, - жалуется Наталья, модель и студентка одного из московских ВУЗов. - Наши мужчины должны бить тех, кто нахально ведет себя в метро или на улице, им нельзя разрешать радоваться своему безнаказанному нахальству". Представители кавказских диаспор считают, что причиной волнений стали ксенофобия и исламофобия в российском обществе. Власти предъявляет обвинение во всем оппозиции, которая "упрямо вводит в моду несанкционированные акции". Оппозиция, наоборот, предъявляет обвинение во всем власти.
Все стороны в чем-то правы, тем не менее ни одна не хочет (боится?) смотреть в корень проблемы. Никто не хочет (боится?) признать, что эти события - это прежде всего стихийный протест масс. Несогласие, основной причиной которого является полнейший провал национальной политики в России, а также недееспособность российской правоохранительной системы, ее невозможность защитить собственных граждан. Бессилие власти всегда порождает самоорганизацию масс. Особая опасность нынешней ситуации в том, что этот протест приобрел форму национализма, его проявления в действии. Распространение идей преимущества одной национальности над другой - страшнейшая внутренняя угроза для существования многонациональной страны. И российская власть, и общество сознают эту опасность, знают рецепты борьбы с ней, тем не менее не имеют воли и смелости действовать.
Об идее и праве
В мире не так уже и много успешных многонациональных стран. Опыт показывает, что развиваться они могут или на основе жесткого подчинения всех национальных групп закону, т.е. при условиях реального верховенства права, как в Сингапуре, или благодаря мощной наднациональной идее, вера в которую должна объединить все этносы страны, как это было в том же СССР. В современной России нет ни первого, ни второго.
На протяжении 20 лет после распада Советского Союза российская власть так и не была в состоянии создать общероссийскую идеологию (неокомсомольськие союзы на манер "Наших" даже не принимаются во внимание). Многие в стране не считают себя россиянами. Общество и ныне сегментировано по национально-конфессионными признакам. И власть не прибегает к каким-либо мероприятиям, направленным на формирование общенациональной идентичности. Даже больше, по тактическим соображениям, ради, так сказать, стабильности она поддерживает идеи шовинизма в ряде национальных республик, в частности северокавказских (Чечня - на первом месте). Откровенные проявления ксенофобии на Кавказе относительно этнических россиян в Москве называют лишь "культурной спецификой региона". Федеральный центр закрыл глаза на протесты в Дагестане, когда на должность главы Управления федеральной налоговой службы республики был назначен Владимир Радченко, россиянин по национальности, тогда как по местной традиции эту должность должен был занять лезгин. Вместе с тем глава другой кавказской республики заявляет, что девушка из его народа не может выходить замуж за мужчину из другого народа.
Недостаток национальной идеи, которая объединила бы всех, мог бы компенсироваться эффективной правоохранительной системой, однако таковая в России отсутствуюет. Ведь происходит самоорганизация общества. С точки зрения социальной защищенности, этнические россияне и представители кавказских народов оказались в абсолютно разных условиях, особенно ярко это неравенство заметно в таких больших мегаполисах, как Москва. Например, у россиян институтов самоорганизации нет. В них развита традиция "сильной руки", и народ давно поручил защиту своих прав власти. И когда эта власть бессильна, они становятся беззащитными. У кавказцев все иначе. За неимением традиции собственной государственности у них до сих пор очень крепки семейно-родовые институты защиты индивидов. Кавказец уверен, что свои его не бросят - и именно это дает ему ощущение защищенности, в частности, в конфликтах с теми, кого не могут защитить ни государство, ни родственники. И ощущение безнаказанности усиливается.
За шаг до пропасти
Эти стычки и безнаказанность кавказских хулиганов привели к тому, что молодежь, которая не имеет клановой традиции, старается развить в себе ощущение защищенности, объединяясь в "стае" - организованные преступные группировки или фанатские группы. И фактически они начали существовать по тем самым принципам, что и кавказские диаспоры, которых они презирают. Здесь и деление окружающего мира по принципу "свой" - "чужой", и безоговорочная защита "своих", и культивирование ксенофобии. Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить один из домашних матчей московских футбольных клубов ЦСКА или "Спартак". Точь-в-точь, как и кавказские бандиты, националистически настроенные группировки русской молодежи начали зачищать улицы Москвы от "чужих", т.е. от ни в чем не повинных таджикских строителей, киргизских дворников и прохожих кавказской внешности. Как и кавказские бандиты, националисты ощутили собственную безнаказанность. И 11 декабря в ответ на бытовое убийство по хулиганским соображениям своего "брата" устроили массовый погром на Манежной площади с избиением невинных людей.
Обозленные кавказцы собрались 15 декабря возле Киевского вокзала, чтобы "высказать свой протест". О форме протеста много может сказать тот факт, что после массовых задержаний милиция изъяла около 400 единиц различного оружия - от ножей до арматуры и травматики. Эксперты убеждены, что этим дело не закончится, и в ближайшее время по Москве может прокатиться новая волна межэтнических волнений. В Интернете уже гуляют рассказы о мифической злости каждой со сторон во время стычек: бросание русских под поезда метро, убийства кавказцев на улицах, массовые похищения русских девушек людьми на автомобилях с северокавказскими номерами. И вместе с тем звучат призывы к мести. Печальным итогом националистической вакханалии может стать межнациональный раздор в многонациональной России.
Оптимизма прибавляет лишь то, что сегодня ситуация еще не достигла точки невозвращения. Далеко не вся молодежь вышла на улице бить "чужих". Многие, даже горячие ребята с Кавказа, понимали, что это не выход со сложного положения. "Я сначала также хотел пойти к Киевскому вокзалу, чтобы высказать свой протест, сказать, что мы в Москве не гости, а у себя дома - в России, - рассказывает армянин Арсений. - Но когда прочитал, что присутствующих там задерживают с холодным оружием и травматикой, понял, что туда отправились те же самые тупые, никчемные нацисты, которые громили Манежку. Только на этот раз они были не россиянами, а кавказцами. Я не хотел иметь с ними ничего общего".
У государства есть еще время исправлять ошибки в межнациональной политике и, по крайней мере, провести по-настоящему глубокую реформу российской милиции. Правда, мало кто верит, что страна способна справиться с этим вызовом. Наиболее вероятно, все силы будут использовать события на Манежной площади лишь для реализации своих узкогрупповых тактических интересов. С самим же явлением никто бороться не будет - и безвольное государство и дальше будет катиться к распаду.
Перевод: Антон Ефремов