В Рождественский сочельник Россия выслала двух дипломатов испанского посольства в Москве в ответ на выдворение семь недель назад двух сотрудников российского посольства в Мадриде, указывают источники, близкие к делу.
На прошлой неделе советник по политическим вопросам посольства Испании в Москве Игнасио Картахена (Ignacio Cartagena) и первый секретарь посольства Борха Кортес-Бретон (Borja Cortes-Breton) получили уведомление от российского Министерства иностранных дел с требованием покинуть страну.
РФ пошла на эту меру после того, как в конце ноября текущего года министр иностранных дел Испании Тринидад Хименес Гарсиа-Эррера согласилась с требованием директора Национальной разведцентра (CNI), генерала Феликса Санса Ролдана (Felix Sanz Roldan) о выдворении из страны двух российских дипломатов.
Они были выдворены из Испании по причине «осуществления ими деятельности, несовместимой с их статусом». С помощью этого выражения дают понять, что они занимаются сбором разведданных, в данном конкретном случае экономического характера. CNI представил на этот счет убедительные доказательства. «Дело имело большой размах», указывает источник, близкий к министру иностранных дел.
Россия предприняла ответные меры, выслав при этом дипломатов более высокого ранга –советника и секретаря посольства Испании-, хотя ее внешнеполитическое ведомство утверждает, что руководствовалось исключительно принципом взаимности.
Несмотря на то, что Игнасио Картахена аккредитован в Москве в качестве советника, в своем послужном дипломатическом списке он имеет ранг секретаря, напомнили источники из министерства.
В течение последних месяцев Картахена занимался исключительно тем, что помогал российским должностным лицам, работающим в области культуры, в подготовке Года России в Испании, который совпадает с Годом Испании в России. В течение 2011 года запланировано проведение множества культурных мероприятий.
Сам президент России Дмитрий Медведев подписал в марте распоряжение о проведении Года Испании, а также утвердил состав авторитетного оргкомитета, возглавляемого вице-премьером Александром Жуковым.
Жесткий ответ России на меру, предпринятую Министерством иностранных дел Испании, не вызывает удивления. Решение, скорее всего, принимал Владимир Путин, самый влиятельный человек в стране, чья биография тесно связана с органами безопасности. Он работал в знаменитом КГБ, а затем возглавлял ФСБ.
Внешнеполитическое ведомство Испании не намерено отвечать на высылку Картахены y Кортес-Бретона, объявляя персонами нон-грата еще нескольких российских дипломатов. Оно неминуемо окажется в проигрыше, поскольку штат посольства РФ в Мадриде насчитывает 27 сотрудников, а дипломатического представительства Испании в Москве – всего 17.
Это самый острый инцидент изо всех, которые произошли между Испанией и Россией после того, как обе страны восстановили в 1977 году дипломатические отношения, разорванные в течение 38 лет, после поражения Республики в 1939 году.
Несмотря на обострение отношений, Министерство иностранных дел Испании попыталось избежать усугубления проблемы. Посол Испании в Москве Хуан Антонио Марч (Juan Antonio March), равно как и посол России в Мадриде, Александр Кузнецов, от каких-либо комментариев отказались.
Предыдущее осложнение испано-российских отношений, когда в 2007 году по обвинению в сотрудничестве с российской разведкой был задержан сотрудник CNI Роберто Флорес (Roberto Flórez), не привело к высылке дипломатов ни одной из сторон.
На прошлой неделе, Верховный Суд Испании смягчил приговор Флорес с 12 до 9 лет лишения свободы.
В своей книге «Воспоминания периода между двумя мировыми войнами» (Memorias de Entreguerras), вышедшей в свет в 2005 году, бывший министр обороны Федерико Трильо (Federico Trillo) пишет о том, что в конце 2002года правительство Хосе Марии Аснара (José María Aznar) года выдворило из страны «двух сотрудников посольства РФ в Мадриде …, уличенных в шпионаже».
Москва предприняла ответный ход в отношении младшего офицера Сухопутных войск, работавшего в посольстве, который, как утверждает Трильо, не являлся сотрудником CNI. Как указывает бывший министр, эти меры вызвали «сильное возмущение как в Министерстве иностранных дел, так и в Министерстве обороны». По всей видимости, они не знали, что Москва всегда действует на основе принципа взаимности.
«А ты сам в это веришь или хочешь заставить меня в это поверить?», спросил в ноябре 2002 года в Праге российский министр иностранных дел Сергей Иванов у Трильо, когда последний пытался убедить его в том, что младший офицер не был испанским разведчиком.
«Вы выдворили двоих, а мы – одного, так что ты мне еще одного задолжал», закончил Иванов свою беседу с министром обороны Испании, схватив его руку и устремив на него «колючий взгляд».
Сейчас произошел обмен два на два, хотя Россия и не может предъявить испанским дипломатам какие-либо обвинения в противоправной деятельности.