Он был осужден на восемь лет лишения свободы в 2003 году за мошенничество и неуплату налогов. Агентство «Новости» предполагает, что теперь его ждут еще семь лет тюрьмы за отмывание денег и незаконное присвоение 218 миллионов тонн нефти, что в долларах составляет примерно 100 миллионов. Если сделать соответствующие сопоставления и использовать размер меры пресечения судьи Данилкина, бывший глава фирмы «Пармалат» Калисто Танци должен был бы быть осужден на строительство в одиночестве 100 км железнодорожных путей в Сибири.
В Сибири сорокасемилетний Михаил Ходорковский, когда-то самый богатый олигарх России, уже провел несколько лет. Но поскольку его имя и скандал, вызванный во всем мире новым процессом против него, продолжают тревожить сны Великого Манипулятора, этого велоцираптора под личиной щегленка, который носит имя Владимир Путин, то мы можем быть уверены, что место на нарах в каком-нибудь местечке в районе Дальнего Востока для бывшего магната с лицом ребенка будет обеспечено. Конечно, Ходорковский не овечка, бывший магнат путешествовал на личном самолете и собирался занять кресло премьер-министра. Путин не ошибается, когда заявляет, что вор должен сидеть в тюрьме. Но в случае Ходорковского отсутствует чувство разделяемого всеми справедливого правосудия. А есть ощущение, разделяемое и западными правительствами (в Берлине говорят о «предвзятом и политизированном правосудии») неправедного приговора.
Потребовались месяцы в зале суда Москвы, где проходил процесс над Ходорковским и его коллегой Платоном Лебедевым, чтобы зачитать 3487 страниц обвинения, сфабрикованного против них. В Москве говорят, что потребуются дни, чтобы зачитать обоснование приговора. Почему так происходит, очень легко объяснить. Так как речь идет о приговоре, который граничит с гротеском и безумием (нужно объяснить, почему сотни других бизнесменов гуляют на свободе, а Ходорковский должен сидеть в тюрьме), то чтобы мотивировать его, нужно воздвигнуть тысячи кривых зеркал. А поскольку судья Данилкин не терпит рассеянности, когда он на высоте положения, то он решил сам зачитать приговор, выгнав из зала суда немногих журналистов и немногих любопытных, которым прежде было позволено присутствовать, в то время как милиция у дверей суда разгоняла дубинками толпу сочувствующих.
Этот процесс является показательным для постсоветской истории России, он очень много говорит о будущем страны, которой Путин намерен еще долго править, принимая во внимание намерения нынешнего премьера вернуться в Кремль в 2012 году. Что касается результата процесса, то не надо быть пророком, чтобы предсказать его исход. «Вор должен сидеть в тюрьме»,- зловеще заявил Путин несколько дней тому назад, подогрев подозрения, что за этим показательным приговором стоит его персональная месть. Бесполезен (хотя он и указывает на глубокие расхождения во мнениях государственной верхушки) призыв к вынесению оправдательного приговора, сделанный недавно ближайшим советником президента Дмитрия Медведева. В этом призыве нет ничего романтического, более того, он вполне прагматичен. «Оправдательный приговор подтолкнет развитие предпринимательства, удовлетворит Запад и привлечет в Россию потенциальных инвесторов», - говорилось в нем.
Но возобладала жесткая линия, потому что тот, кто посягает на власть, должен быть убран с дороги. Так случилось с Владимиром Гусинским, который был вынужден уступить свою телевизионную коммерческую сеть НТВ газовому колоссу Газпрому и укрыться в Израиле. Подобное произошло и с Борисом Березовским, когда-то доверенным советником Бориса Ельцина, миллиардером, вынужденным просить политического убежища в Великобритании. Михаил Гуцериев, еще один нефтяной магнат бежал из России в 2007 году. Через несколько дней после его бегства его сын погиб при подозрительных обстоятельствах.
Ходорковский не мог убежать, как они. Странно, что такой умный человек, как он, не понял, что дух Лубянки и КГБ продолжает витать в небе России даже после его видимого заката. Правила игры были очевидны с самого начала, с момента, когда завершилась беспорядочная «эра Ельцина». Олигархам, которые прежде держали в кулаке правительство, Путин с позиций силы предложил договор: их оставят в покое, они могут продолжать купаться в золоте при условии, что не будут вмешиваться в политику. Ходорковский не согласился петь в общем хоре, финансируя оппозицию и основав ассоциацию по пропаганде либеральной демократии. Он родился в еврейской семье инженеров, женат, у него четверо детей. Ходорковский использовал периоды перестройки Горбачева и дикого капитализма эры Ельцина, став в 32 года хозяином гигантской нефтяной компании ЮКОС. В сорок лет у него уже было 5 миллиардов евро личного капитала. Конечно, трудно накопить столько денег, не нарушая законы. Но, как пишет московский корреспондент газеты «Sunday Times», отражая общественное мнение, не по этой причине Ходорковский сидит в тюрьме.