Поговорим о подходящем времени. На этой неделе российский суд, дожидавшийся, видимо, пока Сенат США ратифицирует договор с Москвой о контроле над вооружениями, еще раз признал виновным самого известного в России политического заключенного – Михаила Ходорковского. Приговор должен прозвучать в ближайшие дни.
Это время было удобным для оглашения вердикта еще и потому, что Запад сейчас увлечен зимними праздниками и не расположен поднимать вопрос о правах человека в России.
Кроме этого, есть и еще один – самый важный - аспект, связанный со временем: г-на Ходорковского теперь, скорее всего, приговорят к еще нескольким годам заключения и опять отправят в сибирскую исправительную колонию, что позволит гарантировано изолировать его на время предстоящих в следующем году парламентских выборов и намеченных на 2012 год выборов президента.
Главное преступление бывшего нефтяного магната состоит в том, что он осмелился бросить вызов режиму Владимира Путина, финансируя выступавших за демократию политических активистов. Из-за этого его сначала в 2003 году осудили за мошенничество и уклонение от налогов. Теперь его признали виновным в хищение. Это обвинение не только нелепо, но и явно было предъявлено ему специально, чтобы он не мог помешать очевидным планам премьер-министра Владимира Путина вернуться на пост президента.
Этот судебный фарс только отпугнет иностранных инвесторов, деньги которых необходимы для модернизации России. Бизнес также сейчас больше чем когда-либо опасается политической и коммерческой коррупции, которая пронизала российское общество при путинской фальшивой демократии, сочетающейся с контролем государства над экономикой.
Путин может затыкать рты своим критикам в том числе и потому, что президент Обама по-прежнему добивается от России сотрудничества по проблемам иранской ядерной программы, войны в Афганистане и ядерного распространения. Однако стремление США «перезагрузить» отношения с Москвой не должно означать отказ от защиты прав человека.
Эксперт Белого дома по России Майкл Макфол (Michael McFaul) должен напомнить Обаме, лауреату Нобелевской премии мира за 2009 год, что главный долговременный –интерес США в России заключается в том, чтобы помочь этой стране принять западные гражданские ценности. (Именно это было основным смыслом холодной войны.) Фактически, стоило бы напомнить президенту, что в 2005 году, когда он еще был сенатором, он участвовал в принятии сенатской резолюции, которая признавал Ходорковского политическим заключенным.
Европа также не должна мириться с путинским навязчивым стремлением заставить Ходорковского замолчать. В этом году Нобелевская премия мира досталась видному китайскому диссиденту Лю Сяобо (Liu Xiaobo). С учетом превращения Ходорковского в политического мученика и в дальновидного борца за плюрализм в России, он должен стать кандидатом на эту награду.
К сожалению, Россия только что получила право провести в 2018 году Чемпионат мира по футболу. Еще одним очком в пользу Путина стала победа российской заявки на проведение в 2014 году Зимних олимпийских игр.
Осуждение Ходорковского также ударит по протеже Путина Дмитрию Медведеву, который стал президентом в 2008 году. Его призывы к установлению в России законности сейчас выглядят пустым звуком. (Он называл новые обвинения, выдвинутые против Ходорковского, «странными».) Его попытки привлечь инвестиции в высокотехнологические отрасли и избавить российскую экономику от нефтяной зависимости также теперь, скорее всего, потерпят крах.
Странным образом, лучшим показателем состояния политических свобод и законности в России сейчас станет срок, который Ходорковский проведет в тюрьме. Если Медведев или Обама хотят выступить против тиранической власти Путина, им лучше всего было бы высказаться уже на этой неделе, до того, как пропутинский суд объявит свой приговор Ходорковскому.