Президент Обама окружил российского президента Дмитрия Медведева заботой, отодвинув в сторону премьер-министра Владимира Путина, - при этом он руководствовался теорией о том, что, в результате подобного обращения Медведев может порвать с коррумпированным авторитаризмом, принесенным в Кремль Путиным. В понедельник по этой стратегии был нанесен сокрушительный удар в форме монотонного голоса московского судьи, посвятившего более семи часов прочтению обвинительного приговора в самом важном политическом процессе постсоветской истории России.
Судья Виктор Данилкин никого не удивил, заявив, что бывший нефтяной магнат Михаил Ходорковский и его соответчик Платон Лебедев виновны в краже у собственной же компании нефти на 25 миллиардов долларов. Обвинение является «абсурдным», как заявил на суде бывший премьер-министр страны, и неуклюжая команда обвинителей так и не смогла четко объяснить его, не говоря уже о предоставлении доказательств.
Однако 10 дней назад Путин уже объявил по телевизору, что его политический соперник Ходорковский, сидящий в тюрьме с 2003 года, виновен и «должен сидеть в тюрьме». Это наглое подтверждение политической подоплеки судебного процесса, похоже, поставило Медведева в неловкое положение – и неудивительно: придя к власти в 2008 году, бывший помощник Путин пообещал положить конец «правовому нигилизму».
Осуждение Ходорковского должно ясно продемонстрировать, что проект Медведева провалился. Россия остается страной Путина – где нефтяник, стремившийся управлять своей компанией по стандартам западных транснациональных корпораций, столкнулся с тем, что его компания была незаконно захвачена и передана государственным компаниям, возглавляемым дружками Путина; и где цена, которую этот нефтяник заплатил за финансирование либеральных политических партий и организаций гражданского общества, - это семь лет (пока лишь семь) в сибирских лагерях. Адвокаты Ходорковского говорят, что, по их ожиданиям, когда судья, наконец, закончит оглашать приговор, он прибавит к изначальному восьмилетнему приговору до шести дополнительных лет, что означает, что заклятый враг Путина останется за решеткой во время следующей президентской предвыборной кампании 2012 года.
В понедельник администрация Обамы добавила свой голос к порицанию преследования Ходорковского, звучавшему во всем демократическом мире. В заявлении Белого дома говорится, что судебный процесс являет собой «неправомочное использование правовой системы для достижения неправомерных результатов», добавив, что неспособность России уважать закон «мешает ее собственной модернизации и способности углублять связи с Соединенными Штатами».
Это более решительные выражения, чем те, что президент Обама использовал в отношениях с Россией ранее. Но эта риторика не окажет никакого влияния, если администрация не выполнит свою угрозу и не покажет Москве, что на кону стоят хорошие отношения с Западом, к которым она стремится. Чтобы поддержать альтернативу, которую, предположительно, являет собой Медведев, администрация должна принудить к ответственности за нарушение прав человека – например, в виде санкций против тех, кто ответственен за преследование Ходорковского. Поддержка членства России во Всемирной торговой организации, включая отмену Конгрессом поправки Джексона-Вэника, должна быть приостановлена.
Если у дела Ходорковского не окажется подобных последствий, победа Путина будет полной – а дипломатия Обамы будет растрачена зря.