Борьба с коррупцией – приоритет главы Кремля. Но, несмотря на многообещающие меры, итог борьбы с коррупцией выглядит неубедительным. А сумма взятки чиновникам за год выросла втрое.
Россия должна «очистить» правительство от нарушителей закона. В прошлую пятницу российский президент Дмитрий Медведев еще раз сказал о собственной устремленности к борьбе с коррупций. А на этой неделе началось оглашение приговора по второму делу Михаила Ходорковского - бывшего нефтяного олигарха, осмелившегося противоречить Кремлю. Он может быть приговорен еще к 14 годам тюрьмы.
При этом половина населения России беспокоится из-за роста засилья коррупции. Между прочим, четверть жителей признают, что давали в этом году взятку. И большое число среди них уверено, что борьба со взятками не дает никаких результатов. Для Медведева выводы неправительственной организации Transparency International малоутешительны. Итоги года: Россия занимает одно из последних мест в антикоррупционном рейтинге Transparency International, упав на 154-е место, где находятся Кения и Камбоджа.
Президент сам подтвердил, что примерно 33 миллиарда долларов потеряны государством из-за взяток, которые берут чиновники. Наиболее взяткоемкая отрасль – непрозрачная система госзакупок, из-за которой в карманах чиновников оседают немалые суммы денег. В счетной палате уже заявили о «хищении средств» в момент проведения аукционов по закупке продукции в крупных компаниях. А генеральный прокурор признал, что средняя сумма взятки чиновникам за год выросла в три раза.
Нет образца для подражания
«Вор должен сидеть в тюрьме», - тем не менее, недавно повторил российский премьер Владимир Путин. Бывший глава Кремля, конечно же, имел в виду скорее Михаила Ходорковского, а не чиновников и политиков, подозреваемых в коррупции на самом высшем уровне. Его правительство умножило попытки. Например: чиновникам запретили заниматься их любимым делом, то есть получать подарки, что является замаскированной формой коррупции, разъедающей государственную систему. Подарки, пропорциональные по важности оказанной услуге, часто заменяют конверты с деньгами.
Еще одна мера: депутаты, министры и другие госслужащие должны отныне раскрывать источники доходов и состояние активов. Ко всему прочему, законодательно усложнен процесс начала уголовного преследования глав компаний. Именно так намереваются бороться с коррупцией в стране, где взятка милиционеру, чиновнику или судье позволяет свести счеты с конкурентом.
Давление стало ощущаться, и в течение года время от времени разражались минискандалы. Заместитель прокурора одного из московских округов Москвы был признан виновным в мошенничестве, а главу московского метрополитена обвинили в незаконном получении прибыли путем продажи патентов. Глава российского отделения Ikea был снят со своей должности за то, что закрыл глаза на взятки, которые давали его подчиненные. Автомобильную компанию Daimler подозревают в том, что она выплатила почти три миллиона долларов высокопоставленным чиновникам, чтобы гарантировать продажу своего подразделения Mercedes.
Но даже если и после того, как гнев Дмитрия Медведева обрушился на лиц, ответственных за завышение цен медицинского оборудования, купленных минздравом, ни одного высокопоставленного политика за руку не поймали. Без «показательного примера», который и подаст настоящий сигнал, результаты борьбы Кремля с коррупцией так и останутся нулевыми.