Боится ли Владимир Путин олигарха Михаила Ходорковского? Существует ли в России оппозиция, способная свергнуть с престола новоявленного царя и может ли ее сплотить вокруг себя находящийся в заключении олигарх?
Неприязненное отношение, выказанное премьер-министром по отношению к бывшему владельцу нефтяной компании «Юкос», обеспечившее последнему дальнейшее пребывание с сибирской тюрьме, по-видимому, позволяет дать положительный ответ на эти вопросы.
При этом рейтинг Путина продолжает оставаться весьма высоким, хотя и весьма различным в разных слоях общества. Подобный консенсус является результатом 20-летнего политического кризиса, начавшегося с крахом авторитарной советской системы, после которого последовали анархия и попытки построения демократии в 90-е годы. Это были годы дикого капитализма, когда процветали олигархи, подобные тому же Ходорковскому.
В книге «О чем думает Россия?» профессор и доктор искусствоведения Вячеслав Глазычев пишет о том, что, наверное, боязнь пустоты является той подспудной причиной, которая объясняет природу непоколебимой веры в Путина.
И секрет его успеха имеет двойную составляющую, как поясняет в той же книге политический комментатор Модест Колеров: «Впервые в российской истории ему удалось добиться общенационального консенсуса, который основывается не на утопических надеждах, а на стабильном большинстве в органах власти. Во-вторых, он первый российский лидер, который представляет собой консенсус, как в области социальных вопросов, так и безопасности».
Если радикальные националисты или коммунисты, испытывающие ностальгические чувства по советскому прошлому, не имеют будущего, то и попытки создания действенной оппозиции во главе с бывшим вице-премьером Борисом Немцовым и шахматистом Гари Каспаровым также не увенчались успехом.
Репрессивный аппарат государства достаточно отлажен для того, чтобы обеспечить такое положение дел. Но если так, то почему такая беспощадность в отношении Ходорковского? Авторитарная власть стремится к установлению абсолютного контроля, но всегда есть что-то, что она подчинить себе не может. Финансовый кризис выявил структурные дефекты российской экономики. Консенсус пока держится, но Путин не очень это понимает.