Прошло почти две недели после президентских выборов в Белоруссии, и эта страна практически исчезла из поля зрения западных средств массовой информации. Однако ситуация в стране остается сложной, и более 600 граждан Белоруссии все еще находятся в заключении после разгона властями демонстрантов, протестовавших против подтасовок на выборах, а также против режима Александра Лукашенко. Среди задержанных находятся также семь оппозиционных лидеров, боровшихся с г-ном Лукашенко на президентских выборах. Они были избиты, на их дома и офисы были совершены налеты, а теперь им и еще десятку других участников демонстрации грозит наказание в виде тюремного заключения до 15 лет за «организацию массовых протестов».
Несмотря на досужие фантазии некоторых западных лидеров, выборы, состоявшиеся 19 декабря, и последовавшие за этим события показали, что последняя диктатура Европы продолжает оставаться такой же варварской, какой она всегда и была. Однако две вещи изменились после президентских выборов 2006 года – одна позитивная и одна негативная.
Позитивная сторона состоит в том, что тысячи демонстрантов вышли на улицу, когда избирательные участки в центре Минска уже закрывались, и они хотели выразить таким образом свой протест против диктатуры Лукашенко. Никогда раньше такое большое количество белорусов не бросало так открыто вызов существующему режиму. Подобного рода активность свидетельствует о наличии здорового интереса у людей относительно будущего страны независимо от того, с какой жестокостью власти подавляют участников этого движения.
Что касается негативной стороны, то многие на Западе последние пару лет занимались тем, что проявляли нерешительность в отношении г-на Лукашенко. Это смягчение позиции началось в октябре 2008 года, когда Европейский Союза приостановил запрет на выдачу виз белорусским официальным лицам, причастным к нарушениям прав человека после подтасовок на выборах 2006 года. Евросоюз отменил этот запрет в 2008 году, несмотря на серьезные нарушения в ходе парламентских выборов, которые состоялись всего за три недели до этого, и г-н Лукашенко тогда освободил всех политических заключенных. Освобождение находившихся в заключении людей стало возможным в результате совместного давления со стороны США и Евросоюза и введения ими в 2006 году санкций, включавших в себя запрет на выдачу виз белорусским чиновникам, а также замораживание их банковских счетов. В январе 2008 года, спустя два месяца после того, как американцы в одностороннем порядке ужесточили свои санкции, Минск начал освобождать заключенных. Но в конце 2008 года Европа стала ослаблять санкции, и спустя некоторое время г-н Лукашенко возобновил преследование своих оппонентов и критиков, а некоторые из них оказались за решеткой.
Начнем с того, что многие европейские лидеры не особенно приветствовали санкции против Лукашенко, а, начиная с 2008 года, они стали искать новые способы оказания влияния на белорусского лидера. Когда отношения г-на Лукашенко с его российскими партнерами ухудшились (находящееся под контролем государства российское телевидение организовало бескомпромиссную кампанию этим летом против г-на Лукашенко), некоторые европейские политики увидели в этом возможность заполучить Минск в свое европейское лоно и оторвать его от России. Но проблема подобного рода подхода состоит в том, что г-н Лукашенко – мастер настраивать Запад и Россию друг против друга, и многие европейцы попали в расставленную им ловушку.
За недели и месяцы перед последними выборами многие европейские лидеры посетили Минск и фактически поддержали г-на Лукашенко, пообещав ему финансовую помощь в обмен на проведение свободных и честных выборов. Г-н Лукашенко, говорили они, вселяет надежду – он твердо пообещал белорусам противодействовать влиянию соседней России, и он также предпринимает небольшие шаги в направлении либерализации. Даже США приняли в этом участие на саммите в Казахстане в ноябре, когда госсекретарь Хиллари Клинтон прервала продолжавшуюся долгое время политику, смысл которой состоял в том, чтобы не проводить встречи на высоком уровне с белорусскими официальными лицами. В результате она подписала со своим белорусским коллегой соглашение по высокообогащенному урану. Только в конце их совместного заявления, состоявшего из пяти параграфов, г-жа Клинтон и министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов кратко упомянули права человека. Те люди, которые ознакомятся с этим заявлением, так и не узнают о том, что г-н Лукашенко три года назад выгнал из страны американского посла в Белоруссии и до сих пор не позволил прислать ему замену.
Насилие, проявленное белорусскими властями в отношении участников акции протеста в этом месяце, должно положить конец всем досужим фантазиям относительно г-на Лукашенко и его окружения. Он и не думает заниматься либерализацией страны, поскольку, если он начнет это делать, он рискует потерять власть. Он не собирается улучшать отношения с Западом, он думает только о том, чтобы найти противовес давлению со стороны Москвы.
Прискорбно то, что были необходимы масштабные избиения и аресты сотен демонстрантов в Минске в день выборов для того, чтобы избавиться от романтических представлений многих европейцев и некоторых американцев относительно г-на Лукашенко. Евросоюз и Соединенные Штаты не должны признавать «перевыборы» г-на Лукашенко, состоявшиеся в этом месяце, а Евросоюзу следует вновь ввести в полном объеме санкции против этого режима, если все заключенные не будут незамедлительно освобождены. Г-н Лукашенко является жестоким диктатором, и он никогда не будет уважать волю народа Белоруссии. Демократии всего мира должны встать на сторону белорусского народа, а не на сторону последнего диктатора Европы.
Г-н Крамер является исполнительным директором организации Freedom House в Вашингтоне, округ Колумбия. С 2008 по 2009 год он был заместителем госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда в Госдепартаменте США.