Открытие нового газового месторождения в Алжире (60 000 м³ в день, то есть в 3 700 раз меньше текущего уровня добычи в стране), конечно, не способно показать миру то, что Россия возвращается в Африку после 20 лет отсутствия. Тем не менее, нельзя не отметить резкий рост числа заявлений крупнейшего в мире экспортера газа относительно черного континента после состоявшегося в прошлом году визита президента Дмитрия Медведева в ряд африканских государств.
«Я удивлен тем, с какой скоростью продвигается вперед «Газпром». Достаточно лишь набрать в поисковике «Африка» рядом с названием компании, чтобы убедиться в этом», - считает Билл Ремси (Bill Ramsey) из Французского института международных отношений. Кроме того, 1 декабря российская компания и намибийская Namcor объявили о совместной покупке активов Tullow Oil на нефтяном поле Куду. У британского предприятия останется 31% месторождения, а у его японского партнера Itochu – 15%.
Энергетическую безопасность сложно назвать проблемой: Россия обладает более чем четвертью мировых запасов газа (по крайней мере на ближайшие 60 лет) и уступает одной лишь Саудовской Аравии по объемам добычи нефти. Тем не менее, «Газпром» видит, как его конкуренты из БРИК укрепляют свои позиции в регионе, и не желает оставаться вне игры», - объясняет Билл Рамси. К тому же, такая стратегия может позволить Москве расширить свою сферу влияния, так как за плечом «Газпрома» и его нефтяного собрата «Роснефть» всегда стоят дипломаты – разве Дмитрий Медведев не был главой «Газпрома» до своего избрания в 2008 году?
Компания с биржевой капитализацией в 150 миллиардов евро также пытается взять под контроль поставки газа в Европу, которые и так в настоящий момент на 40% идут из России. Сначала в Алжире (четвертый по величине поставщик газа в ЕС), где «Газпром» присутствует с 2008 года, затем в Ливии где ему полностью принадлежат два крупных месторождения и 49% доля в двух других. На прошедшем в ноябре этого года в Вене нефтяном саммите глава «Газпром Ливия» назвал Ливию «ключевой зоной добычи углеводородов».
Транссахарский трубопровод
Еще одним полем битвы стала Нигерия. После прозвучавшего в начале декабря заявления о намерении приобрести газовые активы генеральный директор Gazprom International Борис Иванов сделал следующее пояснение: «В будущем Нигерия может превратиться в одного из крупнейших поставщиков газа на мировой рынок, в том числе в Европу. Если же мы не будем здесь работать, то можем упустить этот процесс, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому сегодня наша первоочередная задача заключается в том, чтобы приобрести добывающие активы в Нигерии, которые позволят нам производить газ не через 5-7 лет, а уже завтра».
Еще в 2009 году Медведев утвердил инвестиционный проект на 2 миллиарда евро, предусматривающий в частности создание совместного предприятия Nigaz с Nigerian National Petroleum Corporation. Разведка, добыча, строительство нефтеперерабатывающих заводов… Эта инициатива в частности позволила России встать в первых рядах в проекте создания транссахарского трубопровода (4 100 км), который должен напрямую поставлять в Европу 30 миллиардов м³ газа, то есть 10% от общего объема потребления. По мнению экспертов, этот проект выглядит не слишком реалистичным, так как для его реализации потребуется более 7 миллиардов евро инвестиций. Тем не менее, Москва строит большие планы.