Почти половина россиян считает важнейшим событием уходящего года аномальную жару и лесные пожары. Суд над Михаилом Ходорковским относит к важным событиям 2010 года лишь 4% опрошенных "Левада-Центром".
В ходе опроса, который проводился по всей России с 17 по 21 декабря, респондентам предлагалось отметить несколько событий из закрытого списка.
Политтехнолог Глеб Павловский считает результаты опроса отражением того, как освещались события в федеральных СМИ. Однако в этом рейтинге он отмечает несколько исключений: например, избиение журналиста Олега Кашина, которое активно освещалось по телевидению, тем не менее, показалось значимым событием лишь 3% опрошенных "Левада-Центром".
"Люди живут реальной повесткой, связанной с их жизненными интересами, а не повесткой политического класса", – сказал Павловский в интервью bbcrussian.com.
В том, что касается "второго дела ЮКОСа", Павловский считает, что даже если бы опрос проводился в день оглашения приговора Хамовническим судом, это событие не вызвало бы массовой реакции.
"Ходорковский не рассматривается массовым сознанием как важная тема, - считает Павловский. – Не надо забывать, что для многих это уже какая-то старая история. 1990-е годы – это вообще для многих уже практически доисторическая эпоха. Очень трудно за пределами политического класса, объяснить, в чем, собственно, дело Ходорковского".
День победы важнее терактов?
Впрочем, прошлое России все же присутствует в рейтинге важнейших событий. В первой тройке важнейших событий года помимо жары (43%) и отставки мэра Москвы Юрия Лужкова (25%) фигурирует празднование 65-летия Победы.
Каждый третий респондент упомянул юбилей Победы в числе главных событий года.
При этом взрывы в московском метро, унесшие жизни 40 человек, к важным событиям года отнесло то же число людей, что и всероссийскую перепись населения – 21%.
"Для нас память о войне – это гражданская религия", – так объяснил результаты опроса в интервью bbcrussian.com эксперт Центра политических технологий Борис Макаренко.
То, что теракты в Москве, оказались в списке ниже Дня Победы и отставки московского мэра, по мнению Макаренко, дает представление о ценности человеческой жизни в России.
Впрочем, заместитель директора "Левада-Центра" Алексей Гражданкин считает, что теракты в метро "просто забылись", поскольку произошли в марте 2010 года. Причем среди москвичей мартовские взрывы попали на третье место по важности - их назвали 37% опрошенных.
Судя по опросу "Левада-Центра", для москвичей приоритеты вообще распределились несколько иным образом.
Массовые националистические акции, последовавшие за убийством фаната "Спартака" Егора Свиридова, для жителей столицы по важности на втором месте, а для остальной России – на девятом.
По данным компании "Медиалогия", которая занимается мониторингом и анализом российских СМИ, в первую пятерку событий 2010 года по числу статей и репортажей попали аномальная жара в России, смена власти в Киргизии, теракты в московском метро, крушение самолета президента Польши Леха Качиньского и разлив нефти в Мексиканском заливе.
По результатам опроса "Левада-Центра", из международных событий авиакатастрофа под Смоленском, авария на платформе BP и переворот в Киргизии также оказались среди самых важных.
Знаковый автопробег
Алексей Гражданкин говорит, что его, как социолога удивило некоторое снижение интереса к событиям, связанным с первыми лицами государства.
"Прямую телефонную линию" с Путиным назвали среди важнейших событий года 10% опрошенных, а обращение Дмитрия Медведева к Федеральному собранию – 4%.
"Политика постепенно, из года в год, уходит из сферы интересов рядового гражданина России", – считает Гражданкин.
Впрочем, интерес к личности российского премьера, чей образ активно тиражируется телеканалами, остается высоким. Так поездку премьера Владимира Путина по Дальнему Востоку за рулем отечественной "Лады Калины" отметили среди знаковых событий 8% россиян.
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что пиар-акция премьера задела россиян на персональном уровне. "Человек себя ассоциирует с премьером и думает: раз он катается на желтой "Калине", неплохо бы и мне купить такую машину", – говорит Орешкин.
Несолидарное общество
По мнению Орешкина, опрос "Левада-Центра" показывает, что сегодня россиян объединяют только самые простые и самые материальные интересы. Он называет это "горизонтальной солидарностью": только если это касается меня и моей семьи, тогда я проверяю озабоченность.
Впрочем, по словам Орешкина, эта тенденция может измениться.
"Такие проблемы, касающиеся всех, как слабая или неадекватная реакция управленцев на жару раньше или позже приведет к разочарованию общественного мнения в государственной машине в целом, – говорит социолог. – И тогда, наверное, начнут формироваться альтернативные гражданские структуры. Ощущение того, что есть кто-то, кроме меня, неизбежно появится".
В опросе "Левада-Центра" за борьбу за Химкинский лес "проголосовало" всего 6% россиян, а разгоны митингов протеста 31 числа, акции "синих ведерок" и скандал вокруг "Транснефти" получили продемонстрировали результат на уровне статистической погрешности.
Глеб Павловский считает, что в будущем подобные события, которые сейчас "раскручиваются" только в интернете и соцсетях, получат большую долю общественного внимания.
"Средний класс растет, у него новые запросы к жизни и поводы для недовольства, – считает политолог. – История Навального, Химкинский лес, случай с Кашиным – то, что отметили эти события, отражает предпочтения новых людей, которые требуют определенного стандарта защиты личности и компетентности власти".