Что может предпринять федеральное правительство в ответ на тяжелейшие преступления против прав человека в России, к числу которых относится и процесс Ходорковского? Канцлеру Ангеле Меркель необходимы для этого другие страны-члены Евросоюза, но и у себя дома она может кое-что организовать.
Черно-желтому федеральному правительству и канцлеру можно сделать определенные политические упреки. Однако нельзя сказать, что они проявляют излишнюю мягкость в отношении России и российского премьер-министра Владимира Путина.
Процесс против бывшего предпринимателя Михаила Ходорковского был не чем иным, как показательным процессом, и для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на нарушения прав человека в России, федеральное правительство должно более тесно сотрудничать с другими странами-членами Евросоюза.
Ангела Меркель и министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) осудили приговор, вынесенный бывшему предпринимателю Михаилу Ходорковскому, и сделали это достаточно громко и достаточно ясно. Грустная истина, однако, состоит в том, что они не могут помочь сидящему в тюрьме бывшему предпринимателю и не способны произвести большого впечатления на руководство в Москве.
Показательный процесс по делу Ходорковского, по сути, является грубейшим нарушением прав человека, и
что же может сделать в ответ на это федеральное правительство? В одиночку вряд ли можно будет многого добиться, и поэтому федеральное правительство, если оно серьезно относится к своей критике, должно вместе с другими странами-членами Евросоюза настаивать на том, чтобы по крайней мере элементарные принципы верховенства закона соблюдались в России.
Путин, как известно, хочет иметь более тесные экономические связи с Европой. И он может их иметь, но только в том случае, если прекратит творимый им в настоящее время произвол. Европейские политики постоянно говорят о том, что сообщество в Европе – это больше, чем экономический союз, это - сообщество ценностей. В таком случае именно это и должно определять их отношения с Москвой.
Ангела Меркель может сделать кое-что в этом отношении и у себя дома. Она могла бы пригласить на чай всех тех представителей экономики, которые собираются заключить новые, выгодные контракты с Россией и поэтому увиваются вокруг Путина. И она должна им объяснить, почему по крайней мере федеральное правительство намеревается продемонстрировать России холодный прием. Поскольку с таким государством нельзя иметь хорошие деловые отношения.