Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Распространенным утверждением, касающимся деятельности премьер-министра Биньямина Нетаньяху, является мнение, что глава правительства занят лишь одним – собственным политическим выживанием.
Человек, обладающий глубоким пониманием исторических и экономических процессов, изображается в средствах массовой информации в качестве хитроумного тактика, который откладывает в долгий ящик любое важное решение посредством создания очередной государственной комиссии. Нетаньяху изображается ловким политиканом, фокусником, успешно маневрирующим между коалиционными партнерами. Но, кажется мне, что авторы подобной "теории выживания", жестоко ошибаются. Со времени Ицхака Шамира не было в Израиле политического лидера, который вел бы страну твердой рукой к своим идеологическим целям.
В государственной сфере глава правительства реализует свое идеологическое видение региональной ситуации, согласно которому, продолжение существующего статуса кво выгодно Израилю. На оккупированных территориях ведется интенсивное строительство. Израиль с пугающей скоростью движется к точке невозврата, за которой создание жизнеспособного палестинского государства будет невозможно. Нетаньяху с необычайной мягкостью уничтожает мирный процесс. То же самое он проделал полтора десятилетия назад с Норвежскими соглашениями.
Уже в своей бар-иланской речи Нетаньяху выдвинул так много трудновыполнимых условий для подписания двустороннего договора, что его декларация о "двух государствах для двух народов" напоминает больше заявления прекраснодушных участниц международного конкурса красоты об установлении мира во всем мире.
Демографические вопросы не беспокоят идеологических сторонников Нетаньяху. Они полагают, что эта проблема будет решена посредством ухудшения жизни жителей оккупированных территорий, которые будут вынуждены эмигрировать. Или в ходе одной из войн, которые нас ожидают в ближайшем будущем. Даже отчаяние палестинцев, которое ведет к усилению ХАМАСа, идет на пользу Израилю, с точки зрения идеологического лагеря Нетаньяху.
Как стало известно из документа, опубликованного сайтом WikiLeaks, глава военной разведки АМАН заявил в свое время американскому послу в Тель-Авиве, что "если ХАМАС возьмет под контроль Газу, ЦАХАЛ будет относиться к сектору, как к враждебному государству".
В экономической сфере глава правительства был и остается верным приверженцем неолиберальной идеологии свободного и неподконтрольного рынка. Нетаньяху убежден, что государственные инстанции должны как можно меньше вмешиваться в процесс рыночной гонки за миллионом. Согласно этой теории, экономика будет расти благодаря безжалостной эволюции, в ходе которой сильные будут постоянно укреплять свои позиции и погонять смиренные стада социально слабых и неимущих слоев населения.
В полном соответствии с этой теорией, новый государственный бюджет включает в себя сокращение подоходного налога и налогообложения коммерческих компаний. Это ведет к дополнительному усилению богатой прослойки общества. В то же время увеличиваются косвенные налоги, что наносит удар по средним и низшим слоям социально-экономической иерархии. Социальная пропасть, разверзающаяся между богатыми и бедными в Израиле, не волнует главу правительства.
На внутриполитической сцене Нетаньяху также реализует продуманную стратегию. Медвежьи объятия, которыми Нетаньяху душит партию Авода, приведут уже в ближайшее время к ее полному исчезновению. Для того, чтобы обнаружить какую-либо существенную разницу между Ликудом, Кадимой и НДИ необходимо увеличительное стекло. Все три партии выдвигают заведомо невыполнимые требования к палестинцам. Все три партии в одинаковой степени сливаются с финансовой элитой, владельцами крупного капитала. Но поскольку Кадима изображает из себя "левую" партию, а НДИ "правую" (и то, и другое является политической фальшью), Нетаньяху фактически является единственным лидером, способным создать правительственную коалицию в Израиле.