Экономика России вновь на подъеме, но, по мнению главных экспертов по финансам, без крупных преобразований долгосрочные перспективы остаются мрачными.
Западная Европа в очередной раз оказалась на грани бездны государственного дефолта, но Россия «давления не испытывает», а в 2011 году в ней возобновится убедительный рост. Об этом в январе заявили высокопоставленные сотрудники министерства финансов России; однако к этому были присовокуплены и невеселые слова о том, что страна обречена на бесконечное повторение цикла бумов и крахов, если структура ее экономики не будет фундаментальным образом пересмотрена.
Похоже, что серьезное публичное обсуждение проблем России всегда происходит в Лондоне. Заместитель министра экономики Андрей Клепач, заместитель министра финансов Дмитрий Панкин и первый заместитель директора Центрального банка России Алексей Улюкаев (эти трое в значительной степени и определяют экономическую и финансовую политику в России) выступили на ежегодном Российском банковском форуме имени Адама Смита и рассказали о неоднозначном будущем, которое ждет в следующем году Россию.
Хотя многие экономически развитые страны мира стоят перед перспективой огромных государственных долгов, выплатить которые невозможно из-за гигантского дефицита бюджета, Россия среди больших стран мира занимает первое место по соотношению ВВП и долга. Согласно докладу, подготовленному Goldman Sachs, бюджетного дефицита у России может не стать уже в следующем году, а экономический рост в ближайшие несколько лет может составить 4% — это вполне здоровый показатель.
«У России очень хорошее соотношение ВВП и долга, порядка 10%, так что мы имеем возможность привлекать заемные средства и не отказываться от расходов, — заявил Панкин. — На этот год прогнозируется объем дефицита в 4,8%, на следующий — 3,6%, а к 2015 году он должен упасть до нуля. Особенного давления мы не испытываем и можем продолжать процедуры фискального стимулирования, так как возникновения проблем с платежеспособностью не предвидится».
Благодаря высокому уровню государственных расходов коммерческая деятельность не тормозится, но, по словам Клепача, если экономическая система не будет фундаментальным образом изменена, то Россия угодит в ловушку периодической девальвации.
Пока что государство не придумало ничего лучше, как вкладывать и вкладывать деньги в экономику через гигантские предприятия, принадлежащие государству. Государство признает, что гонка продолжается: нужно или внести качественные изменения в самый характер экономической системы, пока экономика еще растет, или обречь Россию на повторяющийся цикл бумов и крахов, характерный для стран с сырьевой экономикой.
В отличие от своих западных собратьев, Россия еще имеет в своем распоряжении время и пространство для трансформации, а вдобавок ко всему — ее экономика хорошо восстанавливается после кризиса 2008 года.
«В четвертом квартале [2010 года] вновь начали расти инвестиции, причем быстрее, чем мы ждали, — сказал Клепач. — Мы ждали 2,5%-ного [роста годового объема инвестиций], но в октябре наблюдали 5,5%-ный или 6%-ный. В то же время безработица сокращалась быстрее, чем мы ждали. В целом отрасли экономики сейчас предоставляют работу меньшему количеству людей, хотя платят этим людям больше, чем до кризиса».
Впрочем, стоит взглянуть на этот вопрос более основательно, и начинают обнаруживаться проблемы. Средний россиянин зарабатывает сейчас больше реальных денег, чем до кризиса, но не тратит их на покупки, так что уровень потребления гораздо ниже, чем прогнозировался государством.
«Второй главный вопрос в связи с перспективами роста на 2011 год таков: что будет делать потребитель? Доходы пока растут, но вдвое медленнее, чем до кризиса», — заявил Клепач. К этому он добавил, что государство ожидало роста выдачи кредитов, но это сглаживается изменениями в уровне сбережений у населения.
Далее: инвестиции тоже вновь начали расти, но рост этот затрагивает лишь принадлежащие государству естественные монополии, а частный бизнес пребывает в застое. Также замминистра подчеркнул, что при сохранении текущих тенденций рублю в 2012 году будет грозить очередная девальвация, потому что импорт сейчас растет быстрее, чем когда-либо в прошлом, а вместе с ним растет и дефицит внешнеторгового баланса.
«Нам будет необходимо очень сильно открыть экономику иностранным инвесторам и получить стабильный приток инвестиций», — сказал он.
Улюкаев принес кое-какие добрые вести и для банковского сектора, но отметил, что доля просроченных кредитов, нормативы достаточности капитала и ликвидность находятся на крайне высоком уровне. Еще более важно то, что восстановился рост выдачи кредитов, потребительские кредиты опережают корпоративные, а частные банки растут быстрее, чем гиганты, принадлежащие государству.
«Мы предполагаем, что к концу года выдача кредитов вырастет на 12%, — сказал Улюкаев. — А розничные кредиты растут быстрее, чем корпоративные».
Росту мешает малая степень уверенности среди владельцев малых предприятий и более широких слоев общественности, и сможет ли в этих условиях рост банковского кредитования и инвестиций достаточно быстро трансформировать экономику, чтобы вырваться из порочного круга бумов и крахов? Именно этот вопрос и лежит в самом сердце порыва президента Медведева к модернизации, и в будущем году станет ясно, насколько способен Кремль организовывать радикальные перемены.
«Для экономики началась новая фраза роста, где должны начать большие качественные изменения, — сказал Клепач. — В противном случае экономика не будет конкурентоспособной, и мы не сможем вырваться из ловушки периодической девальвации».