Специалисты по России уже в течение многих месяцев задают себе вопрос: будет ли Путин баллотироваться на президентских выборах 2012 года? Объявленный на прошлой неделе вердикт суда по делу Ходорковского устраняет имевшиеся сомнения. Путин будет принимать участие в этих выборах.
В феврале 2003 году агенты федеральной спецслужбы захватили Ходорковского в тот момент, когда он поднимался на борт самолета. В то время он был главой «Юкоса» - крупнейшей нефтяной компании в стране. И он сам, и его фирма преуспевали. Акции компании котировались на фондовой бирже, и Ходорковский вел свои дела в соответствии с западными торговыми стандартами и требованиями в области отчетности.
В начале 90-х годов правительство тогдашнего президента Бориса Ельцина распродало большое количество государственных активов. Ходорковский входил в группу молодых предпринимателей, получивших эти акции по очень низкой цене. Ему досталась небольшая нефтяная компания. После этого его, а также других участников этих сделок, стали называть «олигархами». Когда Путин пришел к власти, он дал понять, что ему не нравятся олигархи, и он предостерег их от участия в политике. Ходорковский не воспринял эти предупреждения буквально, как это надо было сделать. Он стал предоставлять материальную помощь тем политическим группам, которые хотели установления демократии в России. Тогда Путин решил преподать ему наглядный урок.
После ареста Ходорковскому было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов. В 2005 году суд признал его виновным и приговорил к тюремному заключению. Приговор истекал в 2011 году, и Ходорковский мог выйти на свободу незадолго до следующих президентских выборов. Путин, судя по всему, посчитал, что, выйдя на свободу, Ходорковский будет поддерживать демократические силы, и это будет вызовом для избирательной кампании нынешнего премьер-министра. Самым простым решением в этой ситуации было предъявить новые обвинения, что Путин и сделал. На этот раз Ходорковского и его партнера Платона Лебедева обвинили в хищении у их собственной компании 27 миллиардов долларов с использованием таких схем отчетности, которые ускользнули от внимания аудиторов.
Эти обвинения были сфабрикованы. Путин использовал новый процесс для того, чтобы продемонстрировать прочность своей власти в стране. Он превратил в насмешку кажущиеся искренними заявления президента Дмитрия Медведева о необходимости большей прозрачности в работе правительства, о независимом суде и верховенстве закона.
Как и ожидалось, судья по этому делу, действующий в рамках коррумпированной юридической системы, вынес приговор, на основании которого Ходорковский и Лебедев останутся за решеткой до 2017 года. Во время первого процесса популярность Путина была высокой – около 80%, - поскольку многие россияне считали, что олигархи несправедливо разбогатели, и приговор суда должен был послужить для них предостережением.
Возможно, Путин полагает, что особых изменений с тех пор не произошло, но это не так. Активисты демократического движения выступают все чаще, а в больших городах продолжает увеличиваться численность среднего класса. Геннадий Гудков недавно в интервью газете Financial Times заявил о том, что сегодня «люди стали сочувствовать Ходорковскому. И это совершенно другая ситуация в сравнении с тем, что было десять лет назад».
Российское Министерство иностранных дел отвергло критику вынесенного вердикта, которая была высказана правительствами и средствами массовой информации за пределами России, и назвало это «вмешательством» во внутренние дела. Это типично для стиля Путина – критикам было предложено не вмешиваться и заниматься своими делами.
Возможно, Путину не составит труда отодвинуть в сторону Медведева и заручиться политической поддержкой, необходимой для победы на президентских выборах 2012 года, однако наметившиеся уже тенденции начинают работать против его концепции государства-хулигана (the-state-as-bully), а также методов его действий.
Г-н Ханнафорд является членом Комитета по существующей опасности (Committee on the Present Danger).