Так долго его ждали. Так много о нем говорили, такие надежды на него возлагали. Визит президента Латвии в Россию привлек рекордно большую делегацию предпринимателей, которые уже двадцать лет рассказывают друг другу об удивительном, огромном восточном рынке, открытие которого одним рывком решит все наши экономические проблемы. Разумеется, как и принято в России, экономика – покорный слуга политики. Поэтому, прежде чем мы наполним степь и тайгу шпротами, «коровками» и дешевыми духами, должно быть также политическое примирение, и это уже на протяжении лет в комплекте с мерцающими восточными богатствами обещали торчащие в оппозиции юркансы и урбановичи.
Однако в декабре четыре дня в Москве и Санкт-Петербурге провел не премьер-министр Урбанович, а президент Затлерс, и можем начать судить об известных результатах. Может быть, это только совпадение, но сообщение в первый полный день визита о том, что Газпром с Latvijas gāzе договорился о снижении цены на 15%, безусловно, заставило некоторых наблюдателей задуматься о закулисье этой сделки. (Правда, для Эстонии тоже будет более низкая цена на газ, но Литва, которая планирует добиться того, что добытчикам газа не должны принадлежать сети распределения, такой скидки от Газпрома не дождалась).
Более мрачные размышления появляются, слушая сказанное латвийскими политиками после визита. 24 декабря Франция заключила соглашение о поставке России четырех десантных кораблей Mistral. Как сообщил WikiLeaks, еще в феврале министр обороны США Роберт Гейтс выразил французам свое недовольство планируемой сделкой. После заключения сделки видный французский интеллектуал (и друг президента Саркози) Андре Глюксман назвал ее «скандалом», о котором сообщено в Рождественский вечер, чтобы привлекать к нему меньше внимания, и не раскрылись «грязные детали» соглашения, поскольку есть подозрения, что Франция согласилась продать России не только корабли, но и современнейшее оружие и технологии. Министр обороны Литвы Раса Юкневичиене назвала сделку «большой ошибкой». В свою очередь, министр иностранных дел Латвии Гиртс Валдис Кристовскис («Гражданский союз») в сделке ничего плохого не видит и успокаивает словами должностных лиц Франции о том, что Россия не собирается использовать корабли Mistral против соседних стран.
Между Рождеством и Новым годом московский суд после однозначно политизированного процесса приговорил преследуемого Путиным бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского к 13,5 годам тюремного заключения. Перед оглашением приговора советник президента России Медведева (и, между прочим, председатель тесно связанного с «Центром согласия» Балтийского форума) Игорь Юргенс призвал оправдать Ходорковского и четко сказал, что российское общество видит в его осуждении угрозу независимости судов, а также своей безопасности. Не соответствующим принципам правового государства назвали приговор и канцлер Германии Ангела Меркель, и президент США Барак Обама. Представитель ЕС по внешним делам Кэтрин Эштон распространила заявление, в котором подчеркивается: ЕС ожидает, что Россия будет соблюдать свои международные обязательства в сфере прав человека и верховенства закона, которые «существенно важны при формировании стратегического партнерства между ЕС и Россией». МИД Эстонии на своем сайте разместил заявление министра Урмаса Паэта о том, что «эти события уменьшают возможности развития в России верховенства закона». В свою очередь, Латвия никакого официального мнения о суде над Ходорковском не выразила, был только ответ президента Затлерса на вопрос журналистов: «Европейский союз выразил свое мнение по этому вопросу, и мнение Латвии не будет отличаться от мнения Европейского союза». Ни слова больше.
И между всем этим министр сообщения Улдис Аугулис (Союз зеленых и крестьян) успел заявить, что строительство скоростной железнодорожной линии из Риги в Москву, о котором на встрече с латвийской делегацией упомянул Медведев, вдруг стало более важным приоритетом, чем объявленный приоритетом еще в 2007 году проект Rail Baltic по созданию скоростной железнодорожной магистрали от Таллина до Варшавы. Этот проект помог бы интегрировать нашу транспортную инфраструктуру в Западную Европу. На вопрос об идее Аугулиса премьер-министр Валдис Домбровскис («Единство») сказал, что еще нужно изучить оба проекта, чтобы понять, который важнее.
Действительно ли все это низкопоклонство с оглядкой через плечо на башни Кремля куплено за 15-процентную скидку в цене на газ? Или золотые купола так ослепили наших политиков, что они без особых призывов спешат быть святее патриарха? Во всяком случае, в России не царит такое восхищение собственной страной, которое нередко приходится слышать от наших политиков и предпринимателей. Тот же Юргенс на вопрос о том, что будет означать для России осуждение Ходорковского, ответил: «В обществе укрепится то, что я называю «ипохондрией». Пессимизм, неверие в возможность перемен, ипохондрия уже стала национальной доминантой. Самые тяжелые ее последствия – «утечка мозгов». По новейшим подсчетам Национальной ассоциации инноваций, в 2009 году из России в США эмигрировало 48 000, в Израиль – 12 000, а в Австралию – 10 000 человек. Только в США работает миллион русских ученых и специалистов».
Не только люди, но и деньги бегут из России, за первые 11 месяцев 2010 года из этой страны утекло 29 миллиардов долларов. Россия между 2008 и 2009 годами упала на двадцать пунктов в индексе конкурентноспособности Всемирного экономического форума. Плохую оценку в 2010 году получили государственные институты - 118-е место в мире (из 139 стран). И по защите права собственности, и по бремени государственного регулирования предпринимательской деятельности Россия занимала 128-е место в мире.
Предприниматели, которые не могут прекратить жаловаться на бизнес-среду в Латвии, рвутся в государство, которое по многим показателям значительно хуже. Политики наводят мосты со страной, откуда бегут и люди, и деньги. Это парадоксы «нового прагматизма» Латвии, и события последних недель вызывают опасения, хватит ли латвийским политикам мудрости и уравновешенности формировать с Россией такие отношения, которые соответствуют и нашим интересам, и ценностям.
Перевод: Лариса Дереча