Намерениям Кремля превратить «Газпром», крупнейшую газовую компанию в мире - в одного из глобальных энергетических гигантов препятствуют советское мышление, низкое качество управления и коррупция, сообщают опубликованные американские дипломатические телеграммы.
Премьер-министр России Владимир Путин и его протеже, действующий российский президент и бывший председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, стараются использовать компанию, чтобы вернуть Москве часть влияния, утерянного после того, как в 1991 году распался Советский Союз.
Однако опубликованные депеши посла США в Москве Джона Байерли (John Beyrle) изображают самую большую в России компанию неуклюжим и коррумпированным монстром, который по-прежнему ведет себя подобно своему предшественнику – советскому министерству газовой промышленности.
««Газпром» полностью соответствует расхожему образу принадлежащей государству монополистической компании, сидящей на огромных богатствах. Он неэффективен, политизирован и коррумпирован», - писал Байерли в своей датированной 2009 годом депеше, которую опубликовал немецкий журнал Der Spiegel.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов пока отказывается прокомментировать эти депеши, входящие в число 251 287 американских дипломатических документов, предоставленных в распоряжение СМИ проектом WikiLeaks.
Опубликованные телеграммы называют Путина «альфа-самцом» и представляют его лидером, который позволяет продажной и коррумпированной чиновничьей элите пользоваться доходами от продажи энергоресурсов к своей выгоде. Российское руководство отрицает это обвинение.
«Газпром», штаб-квартира которого находится в Москве, поставляет четверть газа, потребляемого Европейским Союзом, и планирует увеличить свою роль на европейских и азиатских газовых рынках, благодаря обширным трубопроводным проектам, для осуществления которых необходимо привлечь десятки миллиардов долларов.
Когда Путин еще занимал пост президента, он - при помощи Дмитрия Медведева, в то время еще бывшего малоизвестным кремлевским чиновником, - постарался укрепить контроль государства над «Газпромом», назначив его главой своего союзника Алексея Миллера.
Контролируемая государством компания стала символом возрождающейся России. Она скупала активы в стране и за рубежом, активно брала кредиты и прерывала поставки газа в Европу зимой из-за споров с такими бывшими советскими республиками, как Украина.
Однако в итоге «Газпром» серьезно пострадал от экономического кризиса. Его рыночная капитализация сейчас немногим больше 150 миллиардов долларов, в то время как в 2008 году, на пике, она достигала 350 миллиардов - то есть была больше чем в два раза выше.
Стратегия «Газпрома»?
Американские депеши отвечают взглядам многих западных и российских аналитиков, которые полагают, что руководство «Газпрома» неправильно оценило перспективы, предположив, что растущий европейский спрос будет продолжать поддерживать выгодную для компании конъюнктуру.
Вместо этого «Газпром» в 2009 году столкнулся в Европе со спадом спроса, так как глобальный экономический кризис заставил европейцев сократить потребление газа. К тому же они частично переключились на сжиженный газ с Ближнего Востока, ценовая политика поставщиков которого оказалась гибче, чем у «Газпрома».
««Газпром» просто оказался не готов к неизбежному выравниванию и нынешнему спаду спроса на европейском газовом рынке», - писал в своих депешах посол Соединенных Штатов. Он также отметил, что «Газпром» недооценил размах импорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу.
«Компании придется учитывать поступление на мировой рынок новых больших объемов СПГ с уже запущенных проектов в Катаре и в других странах», - подчеркивает посол.
«Газпром» неоднократно утверждал, что он планирует прийти на американский рынок, однако ему пришлось отказаться от планов по поставкам сжиженного газа СПГ через Атлантический океан, так как США увеличили добычу собственного сланцевого газа и сократили импорт СПГ.
По словам Байерли, в России на «Газпром» по-прежнему смотрят как на инструмент кремлевской социальной политики. В одной из депеш посол цитирует сотрудника «Газпрома», который заявил, что два главных приоритета компании – обеспечивать надежное снабжение российского населения газом по доступным ценам и «выполнять свои социальные обязательства».
«Если бы «Газпром» был больше похож на конкурентоспособную международную компанию, ему было бы проще найти новый путь к росту», - утверждает Байерли.
«Однако «Газпром», хоть он и сидит на крупнейших в мире запасах газа, - это не конкурентоспособная международная компания, а наследие советского министерства газовой промышленности, и во многом он до сих пор мало изменился».