Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Развивающиеся страны борются с инфляцией

Развивающимся двигателям глобального роста в отличие от Запада угрожают возросшие цены, особенно на продовольствие.

БРИК
БРИК
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Центробанки Бразилии, России, Индии и Китая - стран БРИК - на долю которых сейчас приходится до одной пятой мировой экономической деятельности, - подняли за последние недели процентные ставки. Кроме того, в попытке остановить рост цен, они прибегают к экзотическим мерам. Индия и Россия запретили экспорт огурцов и пшеницы, а Китай пообещал ввести ценовые ограничения на растительное масло.

В крупнейших развивающихся странах мира распространяется инфляция, заставляющая нестройно лязгать недавние двигатели глобального экономического роста.

Центральные банки Бразилии, России, Индии и Китая, так называемых стран БРИК – четверки быстро развивающихся государств, на долю которых сейчас приходится до одной пятой мировой экономической деятельности, - подняли за последние недели процентные ставки. Кроме того, в попытке остановить рост цен, особенно на продовольствие, они прибегают и к более экзотическим мерам. Так, Индия и Россия запретили экспорт, соответственно, огурцов и пшеницы, а Китай пообещал ввести ценовые ограничения на растительное масло.

В пятницу Бразилия заявила, что в 2010 году ее уровень инфляции дошел до 5,9%. Это самый быстрый рост инфляции за последние шесть лет. Весьма вероятно, что стране придется поднять еще выше и без того запредельные процентные ставки, что потенциально ограничивает рост.

Впрочем, следует заметить, что нынешние темпы инфляции, безусловно, не идут ни в какое сравнение с двузначной инфляцией, которую Бразилия переживала в начале 1990-х годов. Некоторые аналитики полагают, что опасения по поводу инфляции на развивающихся рынках преувеличены, так как нынешний уровень инфляции, все равно ниже уровня, на котором она находилась в период перед финансовым кризисом 2008 года, когда цены достигли пика.

Тем не менее, эта тенденция стала серьезной политической головной болью для чиновников от Пекина до Дели. В частности они опасаются, что рост продовольственных цен в этих странах с бедным населением может повредить финансовой стабильности.

«Инфляция – один из главных рисков этого года», – считает экономист гонконгского отделения банка Standard Chartered Николас Кван (Nicholas Kwan).

Стремительный рост цен в развивающемся мире резко контрастирует с низкими темпами инфляции в Европе и США и продолжающимся снижением цен в Японии. Частично эту разницу можно считать побочным результатом сравнительно быстрого восстановления экономик развивающихся стран при медленном росте на Западе.

Это, по мнению экономистов, осложняет для развивающегося мира борьбу с инфляцией.

Лидеры Бразилии и ряда других стран недовольны решением Федеральной резервной системы США закачать в экономику еще 600 миллиардов долларов. По их словам оно ослабляет доллар и способствует сырьевой инфляции и возникновению пузырей на рынке. Однако председатель ФРС Бен Бернанке (Ben Bernanke) заявил в пятницу, что принимаемые меры по стимулированию экономики не усиливают инфляцию.

При этом, как утверждают экономисты, более высокие, чем ожидалось, темпы восстановления американской экономики могут увеличить инфляцию, так как они служат причиной роста глобального спроса, что заставляет перегреваться экономики, и без того работающие на максимальной мощности.

«Мы подошли к той точке, в которой параметры политики развивающихся экономик будут диктоваться политикой развитых стран», - утверждает экономист из Корнелльского университета Эсвар Шанкер Прасад (Eswar Shanker Prasad), старший научный сотрудник Института Брукингса.

Иллюстрацией может служить положение дел в Бразилии. Южноамериканский гигант установил одни из самых высоких в мире процентных ставок, чтобы ограничить инфляцию на фоне экономического роста, достигающего 7%, и увеличения правительственных расходов на помощь бедным.

В итоге процентные ставки на уровне 10,75% привлекли в страну поток спекулятивных инвестиций из США и Японии – стран, подстегивающих развитие с помощью политики «дешевых денег».

В результате с 2009 года бразильский реал взлетел по отношению к американскому доллару больше чем на 35%. Это снижает конкурентоспособность бразильского экспорта и мешает местным производителям противостоять наплыву сравнительно дешевого импорта. Чтобы больше не поднимать ставки, Бразилии приходится прибегать к другим мерам – в частности, она пытается огранить кредит, повышая банковские резервные требования.

Эта ситуация станет серьезным испытанием для нового правительства Дилмы Руссефф (Dilma Rousseff). Хотя во время предвыборной кампании г-жа Руссефф обещала увеличивать социальные расходы, сейчас она рассматривает политически рискованную идею ограничения расходов, которое позволило бы уменьшить бюджетный дефицит и охладить экономику.

Для развивающихся стран рост цен, в особенности на продовольствие, может иметь огромное значение. Так как доходы их населения ниже, чем в развитом мире, изрядная часть средств местных домохозяйств уходит на еду и энергоснабжение. Соответственно, продовольственные и энергетические цены могут служить мерилом инфляции на многих из развивающихся рынков. Между тем, в декабре, по данным ООН, мировые цены на продовольствие побили исторический рекорд.

Существуют основания полагать, что рост продовольственных цен не собирается прекращаться, как ожидают многие, и что цены будут расти и в других областях экономики. В Китае инфляция потребительских цен, достигшая 5,1%, была связана в основном с ценами на продовольствие, которые поднялись на 11,7%. Однако так называемая базовая инфляция, при расчете которой не учитываются продовольственные и энергетические цены, также возросла с предыдущего года на 1,9%.

Пытаясь обуздать цены, Китай принял широкий ряд мер. Он дважды поднял процентные ставки, слегка укрепил свою валюту, ужесточил контроль над банковским кредитованием, ввел регулирование цен и начал активно бороться с незаконной спекуляцией продовольствием. Китайские чиновники дали понять, что они будут продолжать сдерживать инфляцию, ужесточая политику.

Конг Онг (Kong Ong), проживающий в Гонконге владелец компании Headquarters Industrial, производящей на материке более миллиона шапок в год для экспорта в США и Германию, говорит, что рост расценок на сырье и труд представляют для него серьезную проблему. Хлопок, на долю которого приходится 30-40% его расходов, в прошлом году рекордно подорожал. Средние зарплаты также поднялись, и он ожидает, что в этом году они возрастут еще сильнее. При этом рост стоимости жизни удерживает трудовых мигрантов поближе к дому.

«Когда уровень инфляции слишком высок, рабочие не едут в большие города, так как жизнь там для них чересчур дорога», – говорит он. В Индии, в которой высокие цены на продовольствие подстегивали инфляцию в течение большей части 2010 года, многие надеялись, что богатый урожай риса и прочих злаков несколько снизит давление. Однако, по информации правительства данным ситуация легче не становится, и продовольственная инфляция продолжает расти. На 25 декабря, согласно опубликованным на этой неделе данным, ее уровень составил 18%. Экономисты полагают, что Резервный банк Индии, шесть раз поднимавший в 2010 году процентные ставки, опять это сделает по итогам предстоящего 25 января совещания.

За финансовый год, заканчивающийся 31 марта, индийская экономика должна вырасти на 8,75%, утверждает опубликованный в четверг доклад Международного валютного фонда. Однако для сотен миллионов бедных и малообеспеченных индийцев эти экономические достижения уничтожит инфляция. Правительство старается сдержать рост продовольственных цен - в том числе, запрещая экспорт огурцов.

Кроме того, чиновники из развивающихся стран опасаются, что рост цен подорвет с трудом завоеванное доверие к центральным банкам и приведет к росту у населения инфляционных ожиданий.

По словам 36-летнего программиста Амрита Матура (Amrith Mathur), покупавшего в пятницу утром овощи на оптовом рынке в Дели, рост цен практически перекрыл рост его зарплаты.

«В этом году моя зарплата, не менявшаяся два года, выросла на ничтожные 5%, однако благодаря взлетевшим до небес ценам на товары первой необходимости это повышение свелось к нулю, - утверждает он. – Интересно, как правительство сможет достичь обещанных 9-10% роста, если с каждым днем люди теряют покупательную способность».

В России летняя засуха заставила подскочить цены на зерно и сорвала планы правительства удержать инфляцию в 2010 году на уровне 6-7%. На этой неделе Россия сообщила, что в декабре рост потребительских цен оказался выше, чем ожидалось, и составил 1% , а всего запрошлый год они увеличились на 8,7%. Это заставляет многих ожидать в ближайшие месяцы повышения процентных ставок.

В прочих крупных развивающихся экономиках цены также в последние месяцы росли быстрее, чем ожидалось. Перу на этой неделе неожиданно повысила процентные ставки, а Мексика сообщила об инфляции на уровне 4,4%. Таиланд, как ожидается, должен поднять процентные ставки на следующей неделе. Южная Корея также заявила, что она на следующей неделе объявит о мерах по обузданию растущих цен.

В Индонезии потребительская инфляция достигла в декабре 7% - самого высокого за 20 месяцев уровня, - а темпы роста цен в четвертый раз за шесть месяцев превысили заявленный центральным банком порог в 4-6%. С тех пор, как в 2009 году экономика страны начала восстанавливаться, ее центральный банк не повышал процентные ставки, считая, что их рост практически не сказался бы на продовольственных ценах.