Рим – Европейский газопроводный проект Nabucco и конкурирующий с ним российский проект «Южный поток» могут быть объединены, считает американский дипломат. Это позволило бы предотвратить многолетнюю трубопроводную войну.
Итальянский газовый гигант Eni, главный партнер России в Европе по строительству трубопровода «Южный поток», поддерживает этот шаг, заявил посол США в Италии Дэвид Торн (David Thorne) в опубликованном в понедельник интервью итальянской газете La Stampa.
«Компания Eni изменила свою позицию, выступив в поддержку слияния проектов «Южный поток» и Nabucco», - заявил La Stampa Торн, сославшись на итоги «множества встреч» с главой ENI Паоло Скарони (Paolo Scaroni), проходивших в Риме и в Вашингтоне. «Я сказал бы, что мы находимся в фазе конструктивного диалога», - добавил он.
Eni считается главным европейским сторонником проекта «Южный поток», начатого Кремлем, который хочет с его помощью поставлять газ в Европу в обход Украины – традиционной транзитной страны.
Эксперты считают, что вторая задача «Южного потока» - торпедировать проект Nabucco, запущенный Брюсселем, чтобы уменьшить зависимость Европы от импорта газа из России.
Российский премьер-министр Владимир Путин в прошлом ставил под сомнение экономическую оправданность Nabucco. Источники, близкие к проекту, также сообщали, что Россия оказывает давление на потенциальных поставщиков газа для Nabucco в Центральной Азии – традиционной российской сфере влияния – и заставляет их поддержать «Южный поток».
Европейцы, между тем, активно пытаются воплотить проект Nabucco в жизнь.
По трубопроводу Nabucco, строительство которого поддерживают германская RWE и австрийская OMV, в Европу каждый год в обход России должен будет поступать 31 миллиард кубометров газа из стран Каспийского бассейна и Ближнего Востока.
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) и европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Guenter Oettinger) должны на этой неделе посетить Туркмению и Азербайджан, чтобы попытаться обеспечить поставки газа из региона. Члены консорциума также ведут переговоры о поставках газа из Северного Ирака.
Кремль в ответ запустил проект строительства трубопровода «Южный поток», который рассчитан на тех же покупателей, что и Nabucco, но будет транспортировать вдвое больше газа.
Эксперты сомневаются в том, что на рынке есть спрос и предложение для обоих проектов. Этот подход привел к началу конфликта, который журналисты называют «трубопроводной войной».
Со времен спора с Украиной из-за цен на газ в 2006 году Кремль обвиняют в том, что он использует свои энергетические ресурсы как инструмент для политического давления. Этот недостаток доверия стал причиной разногласий по поводу европейской стратегии диверсификации, в ходе которых Россия стала угрожать, что она начнет поставлять газ не Европе, а развивающимся экономикам Азии.
Проблемы усугубляют попытки Европы расширить использование возобновляемых источников энергии, а также падение спроса и цен на газ после финансового кризиса.