The Economist пишет: «Г-н Путин делает ставку на то, что западные политики слишком слабы, а западные инвесторы слишком жадны, чтобы противостоять ему. Необходимо доказать ему, что он неправ.
Для этого нужно продемонстрировать принципиальность и сменить тактику. Запад должен понять, что последние события указывают на переход правления г-на Путина в новую, более репрессивную фазу, и признать г-на Немцова узником совести. Америка уже высказалась, как и некоторые члены Европейского парламента, однако европейские лидеры все еще хранят позорное молчание. Разумеется, Россия будет по-прежнему отвергать любые протесты— как она поступала и с протестами по поводу приговора, вынесенного г-ну Ходорковскому,— но, если европейцы продолжат молчать, г-н Путин решит, что они смирились.
Интересы Евросоюза, связанные с Россией, могут отличаться от американских интересов, но это не относится к ценностям. Фабрикация дел против политических противников неприемлема для Парижа или Берлина точно так же, как и для Вашингтона. Если Россия продолжит так действовать, ее следует выгнать из «Большой восьмерки»».
Возможно, от такого ужесточения курса у европейских лидеров станет легче на душе, но что оно изменит в России? Ответ - ничего. Как верно отмечается в статье, Россия будет отвергать любые протесты, поэтому вряд ли согласованная кампания в защиту Немцова заставит российское правительство заметно изменить свое поведение внутри страны. Разумеется, если Россию изгнать из «Большой восьмерки», она сделает некоторые выводы - только не те, о которых пишет The Economist. Она решит, что ведущие промышленные державы мира готовы изгнать из своих рядов одну из наиболее значимых мировых стран в знак протеста против политических обстоятельств, которые не мешают им активно вести дела с еще более репрессивными правительствами в разных концах Земли. Попытки загонять в изоляцию и наказывать соседей за их внутреннюю политику абсолютно бесполезны. Они только разрывают связи Запада с теми странами, на правительства которых он хочет влиять. Скажем, те же русские в таком случае просто начнут укреплять связи с развивающимися рынками и новыми державами.