725 миллиардов долларов – именно столько Америка планирует потратить в этом году на военную деятельность. Это крупнейший в мире когда-либо существовавший оборонный бюджет, причем принимается он в период спада экономики и растущего национального долга.
Пентагон утверждает, что в течение следующих пяти лет бюджет будет сокращаться, однако, как рассказывает наш корреспондент, это будет непросто – с учетом того, что целая отрасль промышленности рассчитывает на продолжение войн.
Более половины американцев выступают против войны в Афганистане. Но, после года рекордных потерь, почему США по-прежнему держатся своего курса?
ДЭВИД СУОНСОН, писатель и активист: Для ведения войны есть много мотивов, среди них – энергетические мотивы, стратегические и мотивы получения прибыли.
Просто некоторые в Америке не хотят, чтобы война прекращалась. Например, три главные американские оборонные компании – Lockheed Martin, Northrop Grumman и Boeing. В 2008 году они получили правительственных контрактов на десятки миллиардов долларов.
ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР, 34-й президент США: Мы должны не допустить того, чтобы военно-промышленный комплекс, желая того или нет, начал пользоваться необоснованным влиянием.
50 лет прошло с тех пор, как Эйзенхауэр произнес эти знаменитые слова, однако с тех пор американский оборонный бюджет вырос с 500 миллиардов долларов в эпоху конфликта во Вьетнаме до 600 миллиардов во время холодной войны, а затем в эпоху после 11 сентября превысил 700 миллиардов. Некоторые утверждают, что эта эскалация связана как раз с тем, о чем предостерегал Дуайт Эйзенхауэр.
УИЛЬЯМ ХАРТУНГ, глава Института изучения торговли оружием: Есть целый ряд компаний, которые буквально живут за счет войн. В особенности речь идет об оборонных предприятиях, потому что они имеют представительства в каждом штате и округе страны. Во множестве случаев конгресс выступает на их стороне – либо за создание вооружения, либо, если необходимо, за его использование.
Законодатели выступают таким образом, чтобы обеспечить военному подрядчику, например Lockheed Martin, получение 260 долларов в год от каждой семьи. Таковы данные исследования, проведенного Хартунгом. Таким образом предприятие превращается в единственного и крупнейшего получателя денег налогоплательщиков.
При этом такие компании как Lockheed ежегодно тратят миллионы на политические кампании и лоббирование. Они обещают политикам не только вооружение, но и рабочие места.
УИЛЬЯМ ХАРТУНГ, глава Института изучения торговли оружием: Иногда они прямо так и говорят – если вы за нас проголосуете, мы создадим завод в вашем округе!
Те, кто согласен с Хартунгом, полагают, что деньги будут доставаться военным подрядчикам до тех пор, пока их влияние будет сохраняться, а империя - шириться.
Остается задаться вопросом – а действительно ли Америка хочет положить конец войне или вообще уходить из Афганистана?
ДЭВИД СУОНСОН, писатель и активист: Афганистан граничит с Ближним Востоком, а также близок к России и Китаю. Это отличное место для размещения баз, вооружения и ядерного оружия. А еще они очень хотят пустить там трубопровод для поставки природного газа.
А вот недавнее выступление:
БАРАК ОБАМА, президент США: Наша военная миссия подходит к концу, однако наша заинтересованность в будущем Ирака никуда не девается.
МАЙКЛ ХАДСОН, экономист: Что значит – конец войне? Америка хочет завершить войну в Ираке, сохранив там военные базы, оставив там 50 тысяч военных, сохранив за собой контроль над экономикой – таким образом, чтобы, если иракцы предпримут что-то, что придется не по душе США и их инвесторам, можно будет незамедлительно прикончить еще сто тысяч иракцев.
В Афганистане Америка по-прежнему тратит миллиарды в попытке завоевать сердца и умы людей, однако многие полагают, что ресурсы идут в обратном направлении.
КЭТИ КЕЛЛИ, активист антивоенного движения: Едешь по стране и, например, полторы мили может длиться стена, там идет большая американская стройка - склад для боеприпасов или жилье для военных, а с другой стороны дороги люди живут в палатках без обогревателей и одеял в суровую зимнюю пору.
Афганцы за бортом и на холоде, а американское правительство и корпорации наживаются на войне, конца которой не видно.