Ярослав Качиньский, брат погибшего в результате авиакатастрофы под Смоленском польского президента Леха Качиньского, назвал "насмешкой над Польшей" окончательный доклад комиссии, изучавшей причины этой трагедии.
В среду был представлен окончательный доклад технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета, согласно которому катастрофа самолета Ту-154 президента Польши под Смоленском в апреле 2010 года стала результатом действий экипажа.
Межгосударственный авиационный комитет учрежден в 1991 году 12 государствами бывшего СССР, в его полномочия входит расследование авиационных происшествий.
В ходе полета экипаж самолета неоднократно получал информацию о невозможности посадки на аэродроме Смоленск-Северный, заявила на брифинге в Москве председатель МАК Татьяна Анодина.
Несмотря на это, экипаж решил не уходить на запасной аэродром, добавила она.
По словам Анодиной, это решение можно считать началом цепочки событий, приведших к катастрофе.
"Нет ответов на многие вопросы"
"Премьер-министр [Польши Дональд Туск] не использовал все возможности для того, чтобы Польша принимала участие в расследовании, - сказал Ярослав Качиньский, возглавляющий консервативную партию "Закон и справедливость". – В результате мы имеем последствия в виде этого доклада, который в одностороннем порядке обвиняет в этой катастрофе польских пилотов. Этот доклад основан на спекуляциях".
"Нет ответов на многие вопросы, которые касаются как телефонных разговоров с борта, подготовки аэропорта, отданных команд и много другого", - заявил брат-близнец погибшего президента Польши, добавив, что "доклад – это насмешка над Польшей".
"Нет сомнений относительно того, кто принимает решение о возможности посадки – это решает аэропорт", - приводит слова Качинського сайт газеты Rzeczpospolita.
Высказывания Ярослава Качиньского совпадают по тону с первой официальной польской реакцией. Польский премьер Дональд Туск в связи с публикацией доклада МАК прервал отпуск и возвращается в Варшаву, сообщил его официальный представитель Павел Грась.
А по словам специального представителя Польши при МАК Эдмунда Клиха, итоговый доклад МАК "является неполным и содержит ошибки".
Президентский Ту-154 упал 10 апреля 2010 года, пытаясь совершить посадку в густом тумане.
На борту самолета вместе с президентом Качиньским и его супругой находились представители высшего руководства Польши и общественные деятели, направлявшиеся на мероприятия в связи с 70-летием Катынской трагедии - всего 96 человек. Все они погибли.
Посадка "во что бы то ни стало"
Согласно отчету МАК, на принятие экипажем решения о посадке воздушного судна могло повлиять присутствие в кабине главнокомандующего ВВС Польши, в крови которого было обнаружено 0,6 промилле этилового спирта.
"Присутствие главнокомандующего Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало", - подчеркнула Анодина.
Конкретного приказа со стороны президента Качиньского о посадке самолета эксперты МАК не зафиксировали. Вместе с тем, как заявила Анодина, "по материалам технической комиссии и независимых экспертов, в случае ухода на запасной аэродром командир мог ожидать негативную реакцию главного пассажира".
В записи переговоров пилотов слышна фраза штурмана: "Он взбесится".
Председатель технической комиссии Алексей Морозов также считает, что "нарушение так называемого принципа "стерильной кабины" и наличие на борту большого количества VIP-пассажиров оказало влияние на принятие экипажем решения о выполнении пробного захода".
Кроме того, по мнению Морозова, командир и экипаж президентского лайнера "находились в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения", поскольку свыше пяти месяцев не выполняли захода на посадку в неблагоприятных метеоусловиях.
В докладе МАК основная вина за катастрофы возлагается на экипаж
"Профессиональное и языковое непонимание" между экипажем польского президентского самолета и российских наземных служб не могло стать причиной авиакатастрофы под Смоленском, сказала Анодина.
Она также отметила "беспрецедентное сотрудничество" польских и российских экспертов и следователей во время работы комиссии по расследованию аварии. 25 замечаний польской стороны было принято во внимание.
На брифинге была показана видеореконструкция полета польского самолета с момента входа в воздушное пространство России и до самого момента катастрофы.
Тем временем пресс-секретарь Следственного комитета РФ Владимир Маркин заявил, что после окончания работы комиссии МАК его ведомство проведет собственную авиационно-техническую экспертизу причин аварии, в ходе которой будут заново изучены обломки самолета и бортовые самописцы.