Самолет Ту-154, на борту которого были президент Польши Лех Качинський с женой Марией и еще 86 высокопоставленных представителей польских властей и восемь членов экипажа, фактически не имел шансов избежать катастрофы. И виноваты в этом не российские диспетчеры и технически неподготовленный к приему таких рейсов военный аэропорт под Смоленском, а команда президентского лайнера. Таковы выводы Межгосударственного авиационного комитета (МАК), оглашенные вчера в Москве. Официальные представители Варшавы на пресс-конференцию по случаю завершения расследования катыньской авиакатастрофы, которая произошла 10 апреля прошлого года, не приехали.
По словам главы технической комиссии МАК Алексея Морозова, записи бортовых самописцев свидетельствуют: увидев, что Ту-154 заходит на посадку неправильно, экипаж лишь в последний момент сделал попытку избежать столкновения с березой, которое стало для самолета фатальным. Но к тому времени было уже поздно - выйти из маневра "тушка" уже не могла, и даже обойдя березу, все равно врезалась бы в землю.
В отчете де-факто российской (вопреки "межгосударственному" названию) комиссии подчеркивается, что в катастрофе виновны польские пилоты, которые приняли решение не идти на запасной аэродром и садиться на "Северном", несмотря на плохие погодные условия, о которых экипаж якобы неоднократно предупреждали с земли. Хотя ранее оглашенные расшифровки записей из "черных яшиков" свидетельствовали: диспетчеры не предлагали президентскому "борту номер 1" садиться где-либо, давая координаты для приземления.
Еще одной новостью от МАК стало сообщение о том, что в момент посадки и вплоть до столкновения с землей в кабине пилотов находился главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого обнаружили 0,6 промилле алкоголя. Как предположила глава МАК Татьяна Анодина, присутствие главного начальника "психологически давило" на летчиков, поэтому они решили сажать самолет, вместо того, чтобы отвести его на другой аэродром.
Признает ли такие выводы Варшава - пока что неизвестно. Доклад должны перевести на польский язык, потом его проанализирует польская комиссия и выскажет свою позицию. Аккредитованный при МАК представитель Польши Эдмунд Клих уже высказал сомнение в том, что Москва учла в отчете замечания Варшавы, изложенные на 150 страницах и переданные в середине декабря.
Ранее премьер-министр Польши Дональд Туск подчеркивал, что у польской стороны очень много замечаний к российскому отчету, в связи с чем Польша не может его принять. После оглашения выводов в Москве Туск срочно прервал отпуск, который проводил с семьей в Италии, и возвратился в Варшаву.
Перевод: Антон Ефремов