Наступление на демократию, предпринятое белорусским президентом Александром Лукашенко, заставило ЕС задуматься о санкциях. Но некоторые члены ЕС говорят, что они могут иметь неприятные последствия.
Москва. Белорусский диктатор президент Александр Лукашенко кажется усиливает наступление на демократию, пытаясь расправиться с осажденной продемократической оппозицией. Более шестисот человек были арестованы с момента, когда спецназ разогнал демонстрацию, в которой участвовали около тридцати тысяч человек, пытавшихся протестовать против нарушений и подтасовок на президентских выборах 19 декабря, которые обеспечили Лукашенко очередной, беспрецедентный и уже четвертый по счету пятилетний срок на этом посту.
Россия на этой неделе прекратила поставки нефти в Белоруссию в результате "торгового спора" - верный знак того, что Москва недовольна своим своенравным и непредсказуемым бывшим союзником. В то же время Европейский Союз подумывает о возобновлении санкций, которые запретят въезд в Европу крупнейшим белорусским чиновникам.
Власти в Минске заявляют, что лидеры оппозиции пытались осуществить государственный переворот в ночь выборов, когда небольшая группа демонстрантов пыталась штурмовать здание Центральной избирательной комиссии на центральной площади Минска, но была отброшена спецназом. 31 человеку, включая пять кандидатов в президенты, были предъявлены обвинения в "подстрекательстве к мятежу", им грозит до 15 лет тюрьмы в случае, если их признают виновными.
"Ситуация очень напряженная, и нет никаких признаков того, что эта кампания против гражданского общества может быть свернута в обозримом будущем", - говорит Ярослав Романчук, который был кандидатом в президенты от либеральной Объединенной гражданской партии на декабрьских выборах. "Это общая атака на все демократические силы. Ничего подобного ранее в Белоруссии не было".
Г-н Романчук, с которым мы связались по телефону в Минске в среду, заявил, что лидер его собственной партии Анатолий Лебедчук - среди тех, кого держат в тюрьме последние три недели, и которому угрожает длительный срок. "Все наши усилия сейчас направлены на то, чтобы вытащить его из тюрьмы, - говорит он, - эти обвинения абсолютно шиты белыми нитками".
Наиболее острый пример нынешнего наступления властей - судьба трехлетнего Данила Санникова, родители которого - бывший кандидат в президенты Андрей Санников и независимая журналистка Ирина Халип - оказались в тюрьме. Бабушка Данилы Люцина Халип проинформирована властями, что они "изучают" вопрос о том, достаточно ли она "отвечает требованиям", чтобы позаботиться о мальчике. Если они решат, что нет, он может попасть под опеку государства.
В телефонном разговоре с г-жой Халип в среду, которой мы звонили в Минск, она чуть не плакала. "Милиция только что обыскала мою квартиру - во второй раз, - сказала она, - на меня идет постоянное давление, постоянная напряженность. Я стараюсь собрать документы, чтобы установить опекунство над внуком, но это очень трудно. Данил продолжает спрашивать, где родители. Что я ему скажу?".
Где же средства массовой информации?
Андрей Бастинец, заместитель председатель белорусской неправительственной Ассоциации журналистов, говорит, что независимые СМИ в стране - на грани уничтожения.
"У нас были арестованы 25 журналистов, 20 из них избиты, и большинство из них - члены нашей ассоциации", - сообщил он по телефону. "Это очень серьезное испытание для нас. Официальная пресса ведет безжалостную и неослабевающую кампанию, по заданному плану, цель которого - дискредитировать всю демократическую оппозицию. Почти каждый день проходят обыски в редакциях, журналистов вызывают на допросы, и многие остаются в тюрьме. Они изымают компьютеры, ноутбуки, все. Как людям продолжать работать?"
Лукашенко, бывший председатель колхоза, был честным образом выбран в 1994 году, но быстро перешел к вымарыванию зарождающихся демократических институтов в этом постсоветском государстве и установлению и укреплению своего личного влияния на СМИ и политические процессы. С тех пор он правил при помощи комбинации жесткого контроля в стиле полицейского государства и экономического протекционизма - до последнего времени серьезно субсидируемого Россией. Периодически случавшиеся выборы внимательно регулировались и корректировались государством, чтобы предотвратить возможность получения хотя бы мало-мальски реальных шансов оппозиционными кандидатами, а протесты после выборов всегда ловко подавлялись милицией.
Регион разочарован Лукашенко
Но за последний год основной спонсор Лукашенко, Россия, все сильнее разочаровывалась в связи с его попытками добиться расположения Евросоюза за счет России, а также в связи с его отказом продать белорусскую энергоинфраструктуру российским компаниям (Белоруссия - основной транзитный пункт для российского экспорта нефти и газа в Европу). Разногласия привели к нескольким обменам жесткой риторикой между Москвой и Минском, и во вторник российские нефтепроизводители прекратили поставки на белорусские НПЗ, официально ситуацию охарактеризовали как "трудности" в переговорах по вопросу цен.
"Никакого чисто коммерческого спора между Россией и Белоруссией нет", - говорит г-н Романчук, экономист по образования. "Кремль сейчас задействует гораздо больше рычагов давления на Лукашенко, и судя по всему, мы увидим, что он будет давить на Минск так жестко, как еще никогда не давил".
В прошлом году Белоруссия присоединилась к таможенному союзу, в который сейчас помимо нее входят Россия и Казахстан. Ожидается, что возрастет и давление на Лукашенко с требованием присоединиться к "общему экономическому пространству", идее, отстаиваемой российским премьер-министром Владимиром Путиным для восстановления экономических связей советских времен на пространстве бывших республик СССР.
Попытки Лукашенко избежать российского влияния, заигрывая с ЕС, могут тоже быть поставлены под сомнение и критически оценены. На встрече в среду комитет по международным делам Европарламента выслушал призывы белорусских диссидентов отказаться от обещанной Белоруссии помощи и наказать режим Лукашенко за массовые репрессии.
Кэтрин Эштон, высокий представитель ЕС по международным делам и политике безопасности, вышла с этой встречи, предупредив, что у белорусских властей остались "считанные дни, если не часы, чтобы освободить всех арестованных и постараться наладить отношения с ЕС… В противном случае будут введены самые серьезные санкции".
Но некоторые члены ЕС, включая Литву и Италию, как сообщается, выступают против новых санкций против Лукашенко из страха, что это оставит белорусское гражданское общество полностью в его власти, и возможно вновь отбросит его в объятия Кремля.
"Лукашенко играет в очень рискованную, но просчитанную игру", - говорит Федор Лукьянов, редактор издания "Россия в глобальной политике", ведущего московского внешнеполитического журнала. "Он, очевидно, решил показать всем, что он полностью все контролирует, и что нельзя будет иметь дело с Белоруссией, не имея дела с ним. Он ставит на то, что европейцы будут озабочены не столько правами человека, сколько желанием держать Белоруссию вне тотального российского контроля".
"Основным политическим активом Лукашенко всегда была его возможность играть в Восток против Запада, и наоборот. Это может вновь сработать в его пользу, возможно лучшим образом, чем большинство аналитиков думают сейчас. Со своей стороны, российские лидеры на данный момент очень раздражены Лукашенко. Но их нужда держать Белоруссию в российской орбите возможно окажется важнее, хотя в отношениях и не будет любезности", - говорит г-н Лукьянов.
"Лукашенко знает что делает. (Это наступление на демократию) является просчитанным использованием шоковой тактики для возрождения интереса в Москве и в Брюсселе, и это заставит их прийти к нему договариваться".