Обнародован отчет комиссии МАК (Межгосударственного авиационного комитета), который должен был установить причины крушения президентского самолета с Лехом Качиньским на борту в апреле 2010 года. В Польше результаты расследования восприняты в качестве пощечины. Брат скончавшегося президента заявил, что это «издевательство русских над Польшей». Отношения, которые за последние месяцы заметно улучшились, рискуют вновь ухудшиться …
На первых полосах польских газет – результаты отчета МАК, которые имели эффект разорвавшейся бомбы. Некоторые польские эксперты ждали отчета с кисло-сладким вкусом, сдобренного уксусом, но на десятках страниц, обнародованных МАК, можно увидеть выгораживание российской инфраструктуры в чистом виде: допотопного аэродрома, командно-диспетчерского пункта, больше напоминающего подмосковную ночлежку для бомжей… Ни о чем из этого в отчете МАК о причинах крушения польского президентского Ту-154 не говорится. Напротив, как считают российские эксперты, присутствие президента Польши Леха Качиньского на борту давило на экипаж!
Брат скончавшегося президента, в настоящее время глава правой партии «Право и справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский на доклад отреагировал резко, отметив в нем отсутствие доказательств и однобокость, оскорбительную для Польши. Он его охарактеризовал как «издевательство». Что касается «психологического давления на экипаж», которое якобы оказывал президент, Ярослав Качиньский заметил: «У моего брата не было суицидальных наклонностей».
Российские авиационные эксперты заявили в Москве, что польские пилоты решили зайти на посадку, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, потому что опасались гнева президента.
10 апреля 2010 года в авиакатастрофе в условиях густого тумана на западе России под Смоленском погибли Лех Качиньский, его супруга Мария и 94 человека, среди которых высокопоставленные руководители страны.
Если в двух словах, то российская сторона говорит о катастрофе под Смоленском в удивительно дерзком и неадекватном тоне: причиной являются неверные решения пилотов; отсутствие же ряда инфраструктурных условий не повлияло на катастрофу польского Ту-154.
Глава МАК Татьяна Анодина заявила в ходе пресс-конференции в Москве, что «расследование велось в соответствии со стандартами Чикагской конвенции». Она сообщила, что экспертиза проводилась независимыми организациями, что означает, что МАК руководствовался нормами международного права. «Я говорю с полной ответственностью, что мы установим истину абсолютно объективно», - заверила Анодина. Она напомнила, что получила помощь экспертов ЕС, США и 24 польских экспертов.
Премьер-министр Польши Дональд Туск (праволиберальная партия «Гражданская платформа») заявил, что в подобной версии отчет МАК «неприемлем». На это Анодина парировала, что версия доклада окончательная. «Мы хотим, чтобы не было влияния на нас. Не должно быть влияния ни политических факторов, ни влияния прессы», - отметила она.
Что касается реакции Польши, то поляки, и кажется, это верная метафора, кипят. Один из членов комитета, поляк Клих замечает: «Российская сторона полностью умолчала о важнейшем элементе произошедшего, а именно об ответственности авиадиспетчеров аэродрома в Смоленске, а между тем, именно в этой сфере произошли чудовищные вещи».
Эдмунд Клих добавляет, что русские не только проигнорировали некоторые мнения экспертов с польской стороны, но и к тому же отвергли замечания, заявив, что поляки основывались на вопросах ответственности и вины, а не на технической стороне дела. «Но однако же каждое действие несет в себе элемент ответственности», - утверждает он.
Вероятно, российская сторона попыталась создать эффект шока, обнародовав данные, снимающие с нее любую ответственность. Документ не соответствует действительности, и любой, кто отдает себе в этом отчет, понимает, что доклад отнюдь не пойдет на пользу имиджу России и создаст новую напряженность в отношениях между Польшей и Россией. Это очевидно для тех, кто знаком с историей этих двух стран.