14 января в нижней палате российского парламента прошло второе чтение документа о ратификации договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Изначально текст законопроекта включал в себя единственную статью – "Ратифицировать". Но после первого чтения российские депутаты добавили в документ еще пять норм, в которых, по сути, скорректировали условия ратификации. Это было сделано также и в ответ на ратификационную резолюцию сената США. Принимая ее в конце декабря, американская сторона в одностороннем порядке подкорректировала некоторые положения договора.
В законопроекте подробно прописываются условия, на которых должен ратифицироваться новый договор, полномочия руководства и парламента России, уточняются исключительные обстоятельства, которые могли бы подвигнуть на выход России из договора.
Среди условий, на которых Россия приписывает себе право разорвать соглашение, называются:
- существенное нарушение США обязательств по новому договору, способное привести к возникновению угрозы национальной безопасности РФ;
- развертывание США, другим государством или группой государств системы противоракетной обороны, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил России;
- наращивание США, другим государством или группой государств стратегических наступательных вооружений либо принятие ими решений в области военного строительства;
- развертывание вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении.
Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев обращает особое внимание на формулировку "другими государствами или группой государств". Иными словами, Москва выйдет из нового договора об СНВ, если не только США, но и НАТО, а также другие страны-союзники Америки будут развертывать противоракетные системы, которые Россия сочтет угрожающими своей национальной безопасности.
Российские поправки противоречат требованиям американцев: в частности, они закрепляют взаимосвязь между СНВ и ПРО. А согласно одной из двух сопроводительных резолюций, принятых сенаторами при ратификации документа в декабре, США намерены и впредь продолжать развивать системы ПРО, настаивая, что преамбула Договора СНВ не накладывает на это никаких юридических ограничений.
Однако Константин Косачев считает, что одностороннее понимание США отдельных положений нового Договора о СНВ не налагает на РФ никаких дополнительных обязательств (как и не меняет юридических обязательств США по документу).
В декабре министр иностранных дел России Сергей Лавров уже пригрозил, что в случае развертывания ПРО США в полном масштабе Россия выйдет из договора. О возможных ответных мерах говорил и министр обороны Анатолий Сердюков.
Константин Косачев 14 января дал понять, что подготовка к ратификации Договора об СНВ позволила развеять мифы, которые, по его словам, распространяет думская оппозиция – в частности, о том, "что договор якобы невыгоден России, что он направлен на одностороннее разоружение нашей страны и выгоден только США".
А председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин отметил, что параметры договора об СНВ "реально отражают сегодняшние возможности нашей страны осуществить гарантированное сдерживание любой агрессии, откуда бы она ни исходила".
Один из авторов поправок экс-секретарь Совета безопасности РФ депутат Госдумы академик Андрей Кокошин заявил, что у России остается также возможность развертывать новые типы стратегических наступательных вооружений. По его словам, они смогут преодолевать системы ПРО. Многие их военно-технических решений, отмечает Кокошин, уже реализованы "в таких ракетных системах стратегического назначения как "Тополь-М", "Ярс", "Синева".
Третье и окончательное чтение документа о ратификации договора российской Госдумой намечено на 25 января.