В учебниках истории будущего будет сказано, что в декабре 2010 года вспыхнули бандитские войны на улицах Москвы, а также аналогичные всплески насилия в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и даже в южном городе Краснодаре. Все наблюдатели сходятся на том, что в столкновениях участвовали тысячи молодых людей в возрасте от пятнадцати до тридцати лет и что они были основаны на межэтнической розни. Но это — лишь начало.
По оценкам органов милиции, всего около шести тысяч молодых людей устраивали драки в нескольких шагах от Кремля, на Манежной площади. С самого начала мотивы различных банд, участвовавших в беспорядках, были неясны. Футбольные фанаты вперемешку с лицами славянской национальности дрались с иммигрантами с Северного Кавказа и представителями прочих группировок, колотили друг друга всем, чем только можно, от арматурин и палок до дорогостоящих импортных алюминиевых бейсбольных бит из Америки. Тридцать участников беспорядков оказалось в больнице; при этом считается, что всего раненых было несколько сотен. Известно об одном случае гибели человека от ножевых ранений. Всего милицией было арестовано свыше 1 300 человек.
Наблюдая кровопролитные уличные бои, москвичи пришли в ужас, но удивлены не были. У милиции явно не было четкого плана действий на этот случай, хотя многократно утверждалось, что власти явно потворствуют крайне правым группировкам националистов. Вероятно, реакция милиции и ее ориентация объяснялась тем, что многие милиционеры воевали в Чечне и теперь инстинктивно настроены против представителей кавказского меньшинства, проживающего в Москве и ее окрестностях. Во всяком случае, такова одна из теорий, распространенных в среде московских журналистов.
В Москве постоянно возникают провокационные теории о том, почему существует тот или иной порядок вещей. В случае с беспорядками, начавшимися предположительно из-за гибели застреленного фаната футбольной команды «Спартак» Егора Свиридова, чаще всего говорят о разделении российских футбольных болельщиков по расовому признаку. Изначально друг другу противостояли исповедующие правые взгляды лица славянской национальности и фанаты конкурентов «Спартака», преимущественно чеченцы. Но вскоре в конфликте начали участвовать и правые националисты, включая скинхедов-неонацистов, с одной стороны, и выходцы с Кавказа и из Средней Азии — с другой.
Начали крутиться жернова фабрики политических слухов, и результаты получились грандиозные. Пожалуй, из всех прозвучавших версий наибольшего внимания иностранных наблюдателей удостоилась та, согласно которой премьер-министр Владимир Путин дал добро на всплеск насилия, чтобы доказать, как сильно он нужен стране для обеспечения порядка и законности. Позднее с этими предположениями связали и теорию о том, что хулиганам заплатили элементы из государственных служб безопасности, чтобы дать ответ «несанкционированным» выступлениям, в частности, недавно прошедшим демонстрациям защитников окружающей среды.
Президент Дмитрий Медведев, что для него нехарактерно, вмешался почти сразу и возложил вину на межрасовые столкновения на следователей, которые выпустили подозреваемых в убийстве Егора Свиридова.
«Зачем они [то есть следователи] это сделали? Боялись? Или им заплатили? — говорил, как сообщает агентство «РИА Новости», Медведев. — Все те, кто убивал болельщика, должны быть найдены и посажены в тюрьму».
Сильное заявление, вот только те, к кому Медведев обращал свой призыв арестовать лиц, выпустивших подозреваемых, — это те же самые люди, то есть московские милиционеры!
Путаница усугубляется признанием того, что существует, как выразился автор статьи в Financial Times, «... пользующееся поддержкой Кремля политическое движение, созданное с целью контролирования улиц и предотвращения конфронтации с демократическими политическими силами в свете „розовой“ и „оранжевой“ революций в Грузии и на Украине». Судя по всему, нынешний режим в России боится, что его сметет «уличная демократия», и думает, что придется разгонять подобные выступления с помощью организованной шпаны. Возможно, они думают, что так будет гуманнее, чем прибегать к помощи милиции. Логично? Только если смотреть на это с той стороны кремлевских стен.
Молодые люди, входящие в состав одной из этих организаций (так называемых «Наших»), набираются из числа болельщиков-хулиганов и скинхедов, хорошо реагирующих на правую риторику и на насильственные действия ради так называемого спорта. Есть еще одна группировка, придерживающаяся еще более расистской ориентации, — это «Русский образ», и в конце 2009 года она с официального разрешения провела откровенно неонацистскую акцию «Русский марш». Считается, что именно эти люди должны защищать русский национализм. Но без какой-либо санкции государства они бы существовать не смогли.
Похоже, что есть прямая связь между образом сурового мужика, создаваемого Путиным, и уважением, которое оказывают ему как лидеру страны молодежные расистские группировки. Если смотреть с оперативной точки зрения — впечатляет, как эти организации умеют довольно быстро собирать тысячи сторонников и выводить их на улицы в центральной части Москвы и других крупных городов. То, что своим кумиром они считают Владимира Путина, многое говорит о том, как нынешний премьер-министр, он же бывший президент, пользуется крайним национализмом лиц славянской национальности для укрепления собственной власти. Игнорировать склонность Путина к тоталитаризму значило бы игнорировать реальность. На данном этапе сложно сказать: то ли перед нами Москва-2011 — а то ли Мюнхен-1933.