В Германии в очередной раз появился призрак коммунизма. На сей раз он принял образ председателя Левой партии Гезине Лёцш. Реинкарнация этого призрака вызвала бурные дискуссии в политических кругах страны.
Председатель Левой партии Гезине Лёцш (Gesine Lötzsch) опубликовала в левой газете Junge Welt, бывшем рупоре гэдээровского комсомола, обширную статью под названием "Пути к коммунизму". Кроме обычного набора левой риторики в ней присутствует и такая вот установка: "Мы сможем найти пути к коммунизму, только если отправимся в путь и опробуем его, будь-то в оппозиции или в правительстве".
Коммунизм - это Гулаг и расстрелы
Упоминание термина "коммунизм" и вызвало переполох в стане самих "левых". А другие партии ликуют: лучшего подарка в преддверии выборов в ряде федеральных земель "левые" им преподнести не могли. Почему? Председатель фракции Левой партии в бундестаге Грегор Гизи (Gregor Gysi) объясняет, что многие в Германии, особенно на западе страны, ассоциируют с термином "коммунизм" преступления сталинизма, расстрелы беженцев у Берлинской стены и так далее. Это сложный, отягощенный историей термин. Гизи считает, что его надо либо избегать, либо упоминать и о преступлениях.
Гизи вторит председатель фракции "левых" в парламенте федеральной земли Тюрингия Бодо Рамелов (Bodo Ramelow).Он напоминает, что под знаменем идеологии коммунизма были убиты миллионы граждан. Об этом надо всегда говорить, это должно быть совершенно ясно.
"Левые" стремятся к респектабельности
Почему многие политики Левой партии поторопились возразить Гезине Лёцш, понять нетрудно. Партия возникла из бывших восточногерманских коммунистов и левацких группировок на западе Германии. Она приложила немало сил, чтобы выглядеть респектабельной демократической силой, позиционировала себя, как партия социальной справедливости. "Левые" в союзе с социал-демократами (СДПГ) правят, например, в столице Германии - Берлине.
Тем не менее многие избиратели с подозрением относятся к "левым", подозревают, что они - волк в овечьей шкуре. И вот теперь такой казус: коммунизм опять провозглашается светлым будущим то ли всего человечества, то ли одной отдельно взятой Германии. Гезине Лёцш не сдается. Она указывает, что - упоминай термин "коммунизм" или нет - политические соперники все равно его используют, чтобы, как она выражается, "отхлестать "левых" по щекам"
Все, что было на практике, - это "неправильный" коммунизм
Лёцш считает, что извечной идеей коммунизма злоупотребляли и это постыдно. Но это не отменяет стремления все большего числа людей к справедливому обществу, которое "левые" называют демократическим социализмом.
Политические противники в газетных публикациях и в прямом теле- и радиоэфире Германии тут же просят госпожу Лёцш указать, в какой из социалистических стран существовала хотя бы убогая версия демократии, почему все они рано или поздно скатывались к диктатуре? Где была социальная справедливость? И где была свобода? В СССР, в Камбодже, в Северной Корее?
Повторим массовый эксперимент на живых людях?
В ответ Гезине Лёцш повторяет один и тот же аргумент, мол, во всех странах реально существовавшего социализма саму идею коммунизма извратили. То есть, сама идея хороша, но неверным было ее воплощение. Многие реагируют на это утверждение вопросом: "Так что же, начинать очередной коммунистический эксперимент на живых людях?"
Самую, пожалуй, радикальную оценку позиции Лёцш дает генеральный секретарь баварского Христианско-социального союза Александр Добриндт (Alexander Dobrindt). Он требует, чтобы "левые" повсеместно были взяты под надзор ведомством по охране Конституции. Добриндт считает, что тот, кто провозглашает коммунизм целью своей партии, рискует, что в Конституционном суде будет возбуждено дело о запрете этой партии.
С запретом, конечно, сложно. Например, неоднократные попытки запретить неонацистские партии ни к чему не привели. По Конституции надо доказать, что партия ведет практическую деятельность по свержению существующего государственного устройства.
Демократический социализм против коммунизма
Отсюда и переполох в рядах "левых". Большинство из них предпочитает говорить не о коммунизме, а о "демократическом социализме". Тут действует разница в восприятии терминов. Ведь в Германии, особенно в западной ее части, слово "коммунизм" ассоциируется, прежде всего, с Гулагом и репрессиями. А "демократический социализм" прокламируется даже в программе Социал-демократической партии Германии. С ним связаны понятия социального рыночного хозяйства, реформ во имя укрепления социальной справедливости.