За десять лет правления властолюбивый премьер России Владимир Путин сделал действительно много – наделенное огромным экономическим потенциалом государство неспособно продемонстрировать признаки всеобъемлющего экономического развития, к тому же еще и утратило чуть ли ни последние гражданские свободы. При правлении Путина, которое фактически следует считать полицейски управляемой территорией, сейчас, словно во времена СССР, почти не осталось места для дискуссий. Их нет ни на телевидении, ни в парламенте, они не затрагивают широкие слои общества. Путин назвал все это суверенной демократией, сохранение которой доверено крайне коррумпированной, и поэтому по-лакейски послушной милиции.
Закручивание гаек до нового предела произошло в конце минувшего года, когда приговор в полном объеме (14,5 лет) получил бывший руководитель нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Это еще раз четко выявило не только беспощадный характер настоящего правителя России, но и не оставило места для иллюзий относительно условий для бизнеса в этом государстве. Разгон официально заявленных демонстраций, арест их руководителей заставляет думать о полном отрыве власти от общества. Известный русский журналист Виктор Шендерович напомнил о кровавом воскресенье, столетний юбилей которого прошел недавно. Тогда было видно, как поступает оглупевший и проворовавшийся режим, и что он способен совершить, находясь в панике, когда не может предложить что-то лучшее, поскольку боится положиться на общество. Более того, боится всех – и левых, и правых. Его единственное спасение видится в применении силы. Такие методы могут помочь, но только на краткосрочную перспективу. Что произошло потом, хорошо известно - в истории России была перевернута одна из самых кровавых страниц.
Дискуссия в Европарламенте о том, каких русских должностных лиц нужно наказать отказом во въездных визах, по всей вероятности, не будут иметь большого смысла. Поскольку тогда пришлось бы запретить въезд самому главному из тех, кто продвигает судебные процессы, - премьеру России. Но если так, то все это обсуждение в зависимой от российского газа Европе, к сожалению, достойно сожаления. Что делать в Латвии, где звучит так много советов постоять в стороне? Выразить четкую поддержку заточенному на 15 суток Борису Немцову.
Перевод: Лариса Дереча