Егора Свиридова убили в ничем не примечательном месте — на автобусной остановке рядом с магазином «Фруктовый рай», в окружении многоэтажек и чахлых березок.
В субботу, 40 дней спустя после того, как г-н Свиридов погиб в драке с приезжими с Северного Кавказа, эта остановка окончательно превратилась в святилище. К ней пришли сотни скорбящих, и гора цветов, которые они принесли, доросла до плеч. Многие снимали с себя красные шарфы, символ «Спартака», футбольной команды, за которую болел г-н Свиридов, и привязывали их к остановке. Подростки почтительно крестились на мерцающие зажженные свечи.
Смерть г-на Свиридова стала причиной целой цепи событий, итог которых пока остается неясным. Мишенью для массовой ярости стали не только этнические меньшинства, но и милиция, отпустившая на свободу после допроса несколько юношей с Кавказа. Через пять дней на Манежной площади у Кремля собралась толпа недовольных. Участники протеста вступили в столкновение с милицией, а расходясь с площади, начали нападать на смуглых прохожих.
Хотя первоначальная вспышка больше не повторялась, пришедшие в субботу к остановке лидеры националистов, говорят, что они не собираются упускать момент.
«Восстание произойдет в умах у людей, а не на Манежной площади», - заявил лидер ультранационалистического Славянского союза Дмитрий Демушкин, державший флаг с портретом г-на Свиридова. Его прервала вышедшая у него из-за плеча женщина:
«Этот район захватили звери, - выкрикнула она – Посмотрите вокруг, здесь нет ни одного русского кафе».
Православные христиане традиционно поминают покойников через 40 дней. Власти были готовы к беспорядкам, но все прошло мирно. Утром улицу оцепили сотрудники милиции в полном защитном снаряжении. Они неподвижно стояли под падающим снегом так долго, что под ногами у каждого из них образовался круг голой земли. Над головами собравшихся кружил милицейский вертолет.
В прошлом месяце власти, судя по всему, старались успокоить сторонников г-на Свиридова. Премьер-министр Владимир Путин под телекамерами возложил на его могилу большой букет роз. В субботу грозный Следственный комитет пошел еще дальше, официально заявив, что кавказская молодежь «намеренно спровоцировала» драку, в которой был убит г-н Свиридов, и что ни один из зачинщиков не был законным образом зарегистрирован в Москве.
Многие из собравшихся, тем не менее, говорили, что они недовольны реакцией правительства.
«Президент назвал то, что произошло на Манежной площади, погромом, - заявил 51-летний геолог Александр Лаломов. – Запад начал кричать о геноциде. Но это была просто реакция нормальных людей на бездействие властей».
Собравшиеся жаловались, что кавказцы, нахлынувшие в город после распада Советского Союза, монополизировали рынок рабочей силы, и что их присутствие приводит к росту преступности. Г-н Лаломов заметил, что люди, которых он встречал, когда путешествовал по Кавказу, всегда производили на него хорошее впечатление.
«Но их сыновья, переехавшие сюда, думают, что они могут делать то, что им захочется, - утверждает он. – Они считают русских женщин проститутками». 20-летняя студентка Марина Борисова возложила к остановке два цветка.
По ее словам, тот факт, что милиция не наказала нападавших на г-на Свиридова, для нее даже важнее самого нападения. Причиной случившегося она считает коррупцию. «У нас создалась такая система, в которой все начинается сверху и потом просачивается вниз», - подчеркнула она.