ВР должна была понимать, что ее беспокойные партнеры по ТНК-ВР придут в ярость, узнав о том, что она заключила крупную сделку с другой российской энергетической компанией.
Поэтому для руководителя ВР Боба Дадли не должен был стать неожиданностью тот факт, что олигарх Михаил Фридман со своими коллегами намерен проверить, не является ли изменой соглашение ВР с государственной компанией «Роснефть».
Безусловно, Дадли делает ставку на то, что политическую защиту ему обеспечит «Роснефть» и ее председатель Игорь Сечин, являющийся заместителем премьер-министра Владимира Путина и его ближайшим соратником. Поскольку Сечин эту сделку поддержал, ВР сегодня надежно защищена. Но Фридман мастерски плавает в предательских водах московской политики. Если течение изменит свое направление, он первым заметит признаки перемен.
Все зависит от Сечина. Как отмечают на страницах Financial Times Кэтрин Белтон (Catherine Belton) и Сильвия Пфайфер (Silvia Pfeifer), этот бывший разведчик обеспечил «Роснефти» международный авторитет и превосходство над ее внутренним конкурентом «Газпромом», впервые сделав Кремль крупнейшим акционером международной нефтяной компании. Путин, похоже, очень доволен всем этим, о чем свидетельствует сделанная 14 января фотография премьера вместе с Дадли.
Но ВР хорошо знает, и ощутила это собственным кошельком, что иностранцам в России играть в политику не стоит – себе дороже. Три года тому назад компания разозлила Фридмана и иже с ним, когда попыталась сблизиться с «Газпромом». Попытка эта провалилась и вызвала острый спор среди акционеров ТНК-ВР, результатом чего стало серьезное снижения влияния британской компании.
На сей раз ситуация выглядит иначе. Фридман и его партнеры-миллиардеры из консорциума в составе российских «Альфа-групп», Access Industries и «Реновы» отвергают предположения о том, что их могут заставить продать свою долю «Роснефти», которая в таком случае станет эксклюзивным российским партнером ВР. Белтон и Пфайфер считают, что связи консорциума с Сечиным достаточно крепки, чтобы этого не произошло. Однако Фридман, который любит корпоративные драки, не захочет признавать сделку ВР с «Роснефтью», не получив чего-то взамен. Так или иначе, чувство гордости и собственного достоинства не позволят ему уступить.
Но для Дадли эта рискованная игра стоит свеч. Разрушив свой авторитет и репутацию в США в результате катастрофы в Мексиканском заливе и столкнувшись с необходимостью продавать свои активы для покрытия издержек по ликвидации последствий утечки нефти, ВР поступает правильно, сосредоточившись на стране, где она может создать реальную биржевую стоимость своих акций, применив имеющиеся у нее навыки и знания для разработки и освоения новых месторождений. В России ВР имеет конкурентные преимущества над другими ведущими компаниями Запада благодаря результатам своей прошлой деятельности в этой стране. А трофей в виде месторождений в российской Арктике, который она может получить, заслуживает того, чтобы за него побороться. «Роснефть» предлагает ВР доступ к освоению этих ценных студеных территорий. И если Фридман попытается противодействовать этому – что ж, быть посему.