Делегация Евросоюза в Белграде отправила в Брюссель письмо сербского министра финансов Дианы Драгутинович, в котором та просит соответствующие европейские инстанции оценить, нарушаются ли применением двойного акциза положения «Временного торгового соглашения» и «Соглашения о стабилизации и ассоциации». Как сообщили Danas источники в Еврокомиссии, ответ может быть дан в ближайшее время. Как нам сказали, соответствующие инстанции Европейской комиссии должны определить, было ли нарушено «Соглашение о стабилизации и ассоциации», после чего решение направят в правительство.
Как нам сообщили в правительстве Сербии, министры, в чьей компетенции находится этот вопрос, уже смирились с тем, что все зависит от мнения Европейской комиссии и не исключают возможности того, что необходимо будет вновь менять закон «Об акцизах», если этого потребует Брюссель (и без чего получение статуса страны-кандидата на членство в Европейском Союзе в конце этого года может быть поставлено под вопрос). С другой стороны, правительство столкнется с серьезными проблемами, поскольку двойной акциз должен был быть действителен до 2012 года, то есть к тому времени когда компания NIS («Нефтяная индустрия Сербии») закончит реконструкцию нефтеперерабатывающего завода в городе Панчево, без чего она не может конкурировать с импортерами из ЕС. В соответствии с договоренностями с российской стороной, правительство не должно предпринимать мер, которые бы усложнили положение отечественного производителя нефтепродуктов.
Однако, если правительство будет вынуждено из-за вердикта Европейской комиссии, изменить акцизы и приравнять их ко всем видам нефтепродуктов, придется нарушать условия контракта с российской стороной, и неизвестно какой может быть реакция России. Как нам удалось узнать, решения Европейской комиссии с нетерпением ждут не только нефтеперерабатывающие компании, главные представительства которых находятся в странах ЕС, но и табачные предприятия. А именно, если Брюссель решит, что акцизный закон необходимо менять, табачные компании ожидают, что правительство снова сядет с ними за стол переговоров и согласует вопрос акцизного сбора на сигареты через соответствуещее соглашение. Если закон «Об акцизах» меняется, говорит представитель одной из табачных компаний, то появляется возможность систематически и согласованно решить проблему чрезмерного повышения акцизов на сигареты.
Во «Временном торговом соглашении» видно, что нарушено по меньшей мере три, а возможно, и четыре пункта документа. Наиболее важным является пункт 22 (статья 37 «Соглашения о стабилизации и ассоциации»), в котором говорится, что ЕС и Сербия воздерживаются от любых действий или практики внутреннего фискального характера, которые бы прямо или косвенно дискриминировали продукты одной стороны по отношению к аналогичной продукции, произведенной на территории другой стороны. Согласно статье 26 «Временного торгового соглашения», предупредительные меры могут быть введены только тогда, когда наносится серьезный ущерб отечественному производству аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, или в случаях, которые могут привести к серьезному ухудшению экономической ситуации в некоторых областях экономики государства, которое импортирует эти товары.
В таких ситуациях меры должны быть ограничены во времени, а другая сторона уведомлена о них. В статье 28 «Временного торгового соглашения» Сербия обязуется постепенно урегулировать все государственные монополии коммерческого характера, с тем чтобы до истечения трех лет с момента вступления в силу «Соглашения» не было никакой дискриминации в отношении условий, при которых товары поставляются и продаются. Как нарушение может быть рассмотрена и статья 21 о том, что с вступлением в силу соглашения в торговле между ЕС и Сербией не будут вводится новые пошлины на импорт или экспорт либо сборы, имеющие эквивалентное действие, а те, которые уже применяются, не должны быть увеличены.
Хотя с одной стороны оценивается, что двойными акцизами дискриминируются нефтеперерабатывающие компании из Европы, правительство утверждает, что двойного акцизного сбора как такового не существует, а речь идет о специальных акцизах на топливо лучшего и худшего качества. Их введение обьясняется тем, что бензин низкого качества подорожал бы больше, если бы применялся один акциз. С другой стороны, это сделало невозможным импорт низкопробного топлива для европейских нефтеперерабатывающих компаний.