Израильские и Западные СМИ сообщили об угрозе нового Чернобыля на атомной станции в Бушере, которая якобы подверглась атаке компьютерного вируса, разработанного в Израиле. «Росатом» немедленно опроверг эту информацию.
Тот факт, что подобные сообщения появились именно сейчас, когда станция готовится к запуску, заставляет предположить, что проект «Бушер» вызывает обеспокоенность у Израиля и его союзников.
В понедельник «Росатом» сообщил, что в информационной системе АЭС «Бушер» нет вирусов, угрожающих безопасности станции. Интерфакс приводит слова официального представителя «Росатома»: «Никаких вирусов в информационных системах станции, тем более в тех, которые отвечают за безопасность станции, нет, поскольку компьютерная система полностью является локальной, обособленной от внешних источников».
Это заявление стало ответом на публикацию в британской газете Daily Telegraph, которая со ссылкой на некий отчет российских специалистов, работающих на иранской АЭС, сообщила, что «Бушер» может стать новым Чернобылем из-за огромного ущерба, нанесенного информационной системе станции загадочным израильским вирусом Stuxnet. Газета даже опубликовала цитату из этого отчета, где говорится, что российские специалисты «не могут гарантировать безопасный запуск реактора».
В сентябре директор Бушерской АЭС Махмуд Джафари сообщил информационному агентству Associated Press, что личные компьютеры некоторых сотрудников станции были заражены вирусом Stuxnex, но информационным системам станции никакого ущерба нанесено не было.
За день до публикации в Daily Telegraph газета New York Times пролила свет на происхождение вируса Stuxnet. Издание утверждает, что эта программа была разработана совместно разведывательными службами США и Израиля, а израильтяне уже протестировали вирус в своем центре в городе Димоне, в пустыне Негев. В газете утверждается, что вирус был разработан в Димоне более двух лет назад, и им была успешно заражена компьютерная система ядерной программы Ирана. Кроме того, госсекретарь США Хиллари Клинтон недавно заявила, что проект по разработке вируса Stuxnet оказался успешным и иранская ядерная программа таким образом будет отброшена на несколько лет назад.
Такие противоречивые заявления, возможно, объясняются существенными различиями между атомной станцией в Бушере, с одной стороны, и израильским ядерным объектом в Димоне и иранским заводом по обогащению урана в Натанзе – с другой. Последние два объекта не являются реакторами, это системы центрифуг, используемых для обогащения урана. Выход этих механизмов из строя, хотя и нанесет значительный материальный ущерб, ни в коей мере не сможет сравниться с чернобыльской экологической катастрофой.
Кроме того, сообщения неких российских специалистов кажутся несколько запоздалыми, потому что реактор в Бушере уже начал функционировать. В августе прошлого года началась загрузка топлива, а в ноябре эта операция была полностью завершена. Министр атомной энергетики Ирана Али Акбар Салеи тогда заявил, что через два месяца начнется промышленная эксплуатация АЭС.
А 15 декабря прошлого года российский вице-премьер Игорь Сечин, выступая на международном форуме в Стамбуле, сказал, что «завершаются процедуры физического пуска первой иранской АЭС, то есть электростанция будет подключена очень скоро к сети».