БЕРЛИН — В том, что 10 апреля прошлого года польский президентский самолет, на борту которого был глава государства Лех Качиньский и еще 95 человек, разбился при заходе на посадку в аэропорту Смоленска, виноваты российские авиадиспетчеры и их военное начальство в Москве, которое давало инструкции. Таково заключение польской комиссии, которая расследовала обстоятельства катастрофы, в результате которой погибли Качиньский, его жена Мария и все другие пассажиры самолета Туполев-154. Таким образом, России предъявлены тяжкие обвинения, граничащие с обвинением в непреднамеренном кровопролитии. Такова реакция Варшавы на российский доклад , опубликованный на днях, в котором ответственными за катастрофу возлагалась на польских пилотов. Трения между Россией и самым важным членом Восточной Европы в Европейском союзе и членом НАТО опять нарастают, подрывая потепление в отношениях, наметившееся в прошлом октябре, когда глава Российской Федерации Дмитрий Медведев приехал с визитом в польскую столицу. Он признал ответственность СССР во главе со Сталиным за катынский расстрел.
В Катыни после совместной агрессии нацистской Германии и СССР, возглавляемым Сталиным, против Польши в сентябре 1939 года, которая положила начало Второй мировой войне, НКВД, секретная советская полиция, уничтожила выстрелами в затылок 22 тысячи офицеров польских вооруженных сил, военную и не только военную элиту страны. Именно для того, чтобы воздать почести погибшим на месте массового расстрела, тогдашний глава государства национал-консерватор Лех Качиньский летел в Россию. Несмотря на очень плохие погодные условия Ту-154 четырежды пытался приземлиться. В последний раз он задел за верхушки деревьев, загорелся и упал.
«Российские авиадиспетчеры находились в ситуации высокого стресса», - заявила польская комиссия, занимавшаяся расследованием под руководством министра иностранных дел Ержи Миллера. Первый польский самолет приземлился в Смоленске, очень сильно рискуя. Второй самолет, летевший из Варшавы, отказался там приземляться и ушел на запасной аэродром. Согласно польскому расследованию, авиадиспетчеры сначала сказали пилотам самолета Качиньского, что приземление невозможно, а потом дали разрешение. Но самое плохое, согласно все тому же докладу из Варшавы, что они дали ошибочные указания по поводу местонахождения самолета в фазе приземления. Туполев летел, по крайней мере, на 130 м выше указанного и на 80 метров ушел вбок за взлетную полосу, а авиадиспетчеры сказали, что положение правильное. По мнению польских следователей, самая тяжкая ответственность ложится на военных руководителей из Москвы, которые отдавали приказы изнуренным диспетчерам Смоленска.