Депутатам российской Думы, возможно, легче было бы превратить свинец в золото, чем пиво в алкоголь.
Чтобы создать золото, нужна только магия алхимиков, а вот судьба идеи официально объявить пиво алкогольным напитком будет зависеть от еще более тонкого искусства – политики.
Российский закон относит пиво к продуктам питания. Формально оно ничем не отличается от пачки макарон, и любой, кто захочет его производить или продавать, должен только доказать, что он соблюдает санитарные требования. Многие полагают, что именно такое попустительство и недостаток регулирования приводят к тому, что молодежь начинает пить в 13 лет, внося свой вклад в разгул российского алкоголизма.
Однако, несмотря на это, когда на прошлой неделе правительство предложило Думе причислить пиво к алкоголю, чтобы запретить его употребление на детских мероприятиях и ограничить его продажу в вездесущих уличных киосках, торгующих им едва ли не как газировкой, было совершенно не очевидно, что депутаты это одобрят.
Как объясняет депутат Антон Беляков, парламентариям в декабре предстоит идти на выборы, и кампании слишком многих из них будет финансировать процветающая пивная промышленность.
«Речь идет о миллиардах долларов в год. И хочу еще раз отметить, что изрядная часть этих денег течет в то здание, в котором я работаю», - говорит Беляков, представляющий «Справедливую Россию», партию парламентского меньшинства
Правительство предлагает сравнительно мягкие меры – пиво по-прежнему можно будет производить без специальной лицензии. Предполагается, что новый закон должен стать шагом к поставленной премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым цели - к 2020 году наполовину сократить потребление алкоголя в стране.
«Об антиалкогольных мерах много говорят, - утверждает Беляков, по собственным словам, за последние два года безуспешно вносивший в Думу 15 проектов подобных мер, - однако, чтобы реально снизить потребление алкоголя, не делается ничего».
Российские чиновники часто оглашают ужасающую статистику, указывающую на ущерб, который алкоголь наносит стране: в 2008 году число употребляющих алкоголь детей в возрасте от 10 до 14 лет возросло на 15,4 процента – до 10,8 миллиона, на 140-миллионное население России приходится два миллиона алкоголиков, каждый год от отравления спиртным умирают более 23 000 человек, а преступления, несчастные случаи и болезни, связанные с алкоголем, уносят ежегодно по 500 000 жизней.
«Если говорить откровенно, - заявил Медведев, - алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия».
Пиво, содержащее обычно меньше 5 % спирта, общественное мнение не считает «настоящим» алкоголем, таким как водка с ее 40 градусами. Однако, по мнению Белякова, активная продажа пива молодежи порождает привычку, которая годам к 30 укореняется, после чего люди переходят на более крепкие напитки.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит, что в 1990-х годах, когда в стране развивался пивной рынок, власти надеялись, что пиво станет менее вредной для здоровья альтернативой крепкому спиртному.
Однако в итоге россияне пить водку не прекратили, зато вдобавок пристрастились к пиву, что дополнительно увеличило и без того огромное потребление алкоголя. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, в 2005 году россияне старше 15 лет выпивали за год 15,7 литра чистого спирта на душу населения. По данным Национальных институтов здравоохранения, в том же году американцы выпивали по 8,4 литра.
Эти цифры вычисляются исходя из процента спирта в напитке: скажем, 2,5 литра водки равняются одному литру спирта.
«Сами можете пересчитать это в количество бутылок водки – дух захватывает», – заявил Медведев в 2009 году на совещании.
По словам Дробиза, если перевести эти цифры в пиво, получится, что россияне выпивают примерно по 81 литру пива в год. Он утверждает, что в 2007 году потребление пива в пять с половиной раз превысило уровень 1995 года.
Члены Союза российских пивоваров уверяют, что они не нацеливаются на продажу пива подросткам. По их словам, на пиво не стоит возлагать вину за алкоголизм, так как на его долю приходится лишь четверть потребляемого алкоголя. Они рекомендуют чиновникам начать с решения социальных проблем.
Алкоголь разрешено употреблять с 18 лет, однако руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин полагает, что даже это правило строго не соблюдается.
«Разумеется, пиво продают несовершеннолетним, - говорит он. – Никто ничего не отслеживает, не контролирует. Пиво крайне доступно. Если говорить о планах правительства снизить потребление к 2020 году, по меньшей мере, вдвое, как этого можно будет достигнуть, не ограничивая потребление пива?»
Сможет ли Дума превратить пиво в алкогольный напиток пока неясно, однако никто не сомневается в том, что лоббисты не будут сидеть сложа руки.