Менее чем через месяц после экстравагантного осуждения Михаила Ходорковского на 14 лет за хищение нефти и на фоне беспокойства Запада по поводу ущемления гражданских свобод в России опрос, проведенный в декабре «Левада-Центром» показывает, в какой степени образ этой страны обманчив: по данным опроса, две трети россиян считают, что власти должны «жестче контролировать экономику и политическую жизнь» страны и «закрутить гайки». Что в два раза больше, чем в ноябре 2009 года. Лишь 28% россиян полагают, что государство должно «предоставить людям свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали закон».
Тот факт, что экс-министр Борис Немцов получил 15 суток административного ареста за участие в запрещенном митинге – а большинство оппозиционных митингов в России запрещено – оставил население равнодушным. Опрос «Левада-Центра» подтверждает мнение многих идеологов, которые считают, что Россия должна следовать собственному пути развития, не поддаваясь на искушения либерализма и предписания американского «правозащитничества». С какой стати премьер-министру Владимиру Путину отказываться от авторитарного правления, если оно так нравится избирателям?
Но в этой игре в «зайчики» власти с людьми отражения, которые друг другу посылают обе стороны, должны интерпретироваться с осторожностью. В России, кажется, действует железное правило, согласно которому любая проблема – неважно, хорошо или плохо она решена властями – идет власти на руку. Теракты в московском метро подчеркнули неспособность Москвы контролировать Кавказ, летние лесные пожары продемонстрировали неподготовленность властей к природным катастрофам, которые можно предугадать. Мощные беспорядки юных националистов неподалеку от кремлевских стен выявили склонность России к ксенофобии, в то время коррупция продолжает расти быстрыми темпами.
Но кому дело до этих промахов, заметных лишь московской да петербургской интеллигенции. Российские граждане знают об этих событиях лишь по реакции государства: а оно обещает навести порядок в стране – и это у Владимира Путина всегда получается – хоть и никогда эти обещания не исполняет. «Рано или поздно население начинает поддерживать решения власти. Тот факт, что в деле Ходорковского государство, как представляется, тянуло за ниточки, скорее укрепило чувство, что обвиняемый – виновен, а наказание – правомерно», - подтверждает эксперт «Левада-Центра» Борис Дубин.
Что до судебных тяжб этого олигарха, чье имя до сих пор ассоциируется с капиталистическими излишествами 1990-х годов, то россиян прежде всего интересует собственная экономическая ситуация. Потому что в течение десяти лет она значительно улучшилась, что они могут приписывать как Владимиру Путину, так и росту цен на нефть. Кризис 2008 года преодолен, но у россиян остается чувство тревоги, которое в свою очередь укрепляет легитимность власти.
«Требуется три года непрерывного ухудшения экономической ситуации для того, чтобы люди начали проявлять недовольство», - прогнозирует директор «Левада-Центра» Лев Гудков. Но такой сценарий не является самым вероятным. Чувство тревоги, которое каждый день транслирует государство, монополизировавшее телевидение, сегодня является главным козырем Кремля – за год до следующих выборов.