На пространстве от Венесуэлы до Вьетнама Китай раздает в последнее время больше кредитов, чем Всемирный банк. Новая финансовая сверхдержава инвестирует свои громадные валютные резервы со стратегическим прицелом в сырье, компании и правительства по всему миру. Начнется ли теперь новая эра глобализации – на китайских условиях?
Китай становится крупнейшим в мире банком развития: новая страна восходящего солнца предоставляет в настоящее время больше кредитов странам третьего мира, чем Всемирный банк. Во вторник газета Financial Times сообщила о том, что два государственных банка – China Development Bank (CDB) и Export-Import-Bank of China – в последние два года предоставили правительствам и предприятиям в развивающихся странах кредиты на сумму не менее 110 миллиардов долларов.
Что касается Всемирного банка, то он в период с середины 2008 по 2010 год предоставил в качестве кредитов только 100 миллиардов долларов. Эти финансовые вливания свидетельствуют о влиянии Китая и прежде всего о его попытках гарантировать для себя получение сырья. Соответствующие соглашения были заключены с Россией, Венесуэлой и Бразилией, и они предусматривают поставки энергоносителей из этих стран. Кроме того, Китай занимается инфраструктурными проектами в Гане и в Аргентине.
Оба китайских финансовых института являются политическими банками и не публикуют подробных данных. Газета Financial Times основывает свои выводы только на публикациях о существующих проектах, и поэтому она, судя по всему, недооценивает истинные объемы выданных китайцами кредитов.
Цифры впечатляют: Китай использует финансовый кризис для того, чтобы без лишних слов усилить свое влияние в мире и начать спор с американцами за право играть ведущую роль в мире. Дело в том, что заключенные китайцами сделки создают новую взаимозависимость: правительства в России, Венесуэле и Бразилии получают деньги только в обмен на поставки нефти.
Заграничные сделки Китая должны вызывать все большую озабоченность у Соединенных Штатов. Так как из финансовой зависимости часто вырастает стратегическое партнерство – такого рода тактика, бывшая долгое время успешным рецептом при проведении внешней политики США, теперь невозможна для американцев по причине их рекордной задолженности. В настоящее время китайцы разворачивают свое копье и начинают применять эту тактику против самих Соединенных Штатов.
Китайское правительство обладает большими валютными резервами – эта страна может отправиться в шопинг-тур, взяв с собой гигантскую сумму в 2,85 триллиона долларов. Располагая такими деньгами, Китай может сразу приобрести весь индекс Nasdaq, 15 крупнейших концернов в мире или купить нефть на десять лет вперед.
Однако американские концерны, судя по всему, представляются Китаю образцами вчерашнего дня. Пекин предпочитает инвестировать в будущее и целенаправленно пытается обеспечить себе драйверы роста, которые находятся также и в поле зрения США: это такие страны с развивающимися экономиками как Бразилия, Индия и Россия. По существующим оценкам, Китай в последние два года только в энергетический сектор инвестировал 65 миллиардов долларов.
Финансовый кризис помог китайцам при реализации этого наступления. По мнению Financial Times, Китай и в последние два года имел возможность предложить кредиты странам-производителям нефти, а получить финансирование в этот период было совсем не просто. Более того, китайцы могли диктовать свои условия и привлекали клиентов более низкими процентами, меньшим количеством требований и более слабым контролем.
Всемирный банк – продолжение руки США – и китайский банк развития (CDB), по сути дела, конкурировали между собой в странах с развивающимися экономиками. Так, например, бразильская нефтяная компания Petrobras подписала в 2009 году с китайским банком CDB кредитное соглашение на сумму свыше 10 миллиардов долларов, так как легче было получить эти деньги у китайцев, чем у американцев.
Сможет ли Китай отвязать от Америки и перетянуть на свою сторону державы будущего? Обращает на себя внимание глобальная направленность китайского инвестиционного наступления. В Японии, Южной Корее, Австралии и Бразилии Китай уже давно сменил США, став их главным торговым партнером. Но китайские кредиты текут также в Африку, Ближний Восток и в Латинскую Америку.
«Китай тесно сотрудничает со всеми странами с развивающимися экономиками, - подчеркнул советник китайского Центрального банка в беседе с корреспондентом Financial Times. – У них есть сырьевые товары, и им нужен капитал. У нас есть капитал для инвестиций. Почему нет?» Деньги помогают китайцам не только обеспечить свою промышленность сырьем, но и открыть для китайских товаров новые рынки и тем самым стать менее зависимыми от Соединенных Штатов».
И даже Европа из-за кризиса евро попала в перекрестье прицела. Китай покупает государственные облигации в Португалии и Испании, оказывает помощь портам, судоходным компаниям и государству в Греции, строит автобаны в Польше, инвестирует в сельское хозяйство, горнорудную промышленность, а также в строительство ветряных энергетических установок в Румынии. На территории бывший военной базы в Болгарии должна возникнуть китайская индустриальная зона, которая будет служить в качестве транспортного узла для импорта товаров в Европу.
В понедельник крупнейший китайский банк Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) открыл новые филиалы в Амстердаме, Брюсселе, Париже, Мадриде и Милане. В Лондоне, Франкфурте и Люксембурге его отделения уже имеются. Министерство финансов Китая и государственный инвестиционный фонд контролируют 70% капитала банка и определяют его работу.
Что касается китайского банка развития China Development Bank (CBD), то он является своего рода командным пунктом китайского наступления в развивающихся странах. Каждое отделение банка отвечает за экспансию в определенном регионе, сообщает Financial Times. Филиал банка в провинции Хэнань занимается югом Африки, а отделение в Чунцине основное внимание уделяет Балканам. По сведениям Financial Times, в 2009 году специальные группы сотрудников банка, занимающиеся вопросами развития, посетили 140 государств, в том числе и все африканские страны.
Однако паника по поводу китайского инвестиционного наступления была бы неоправданной. Дело в том, что Китай не только инвестирует большие средства за рубежом, но и открывает свой рынок: в 2010 году Китай привлек рекордное количество прямых иностранных инвестиций. Их объем увеличился на 17 процентов и составил 105, 7 миллиарда долларов, и это в три раза больше притока капитала в Германию.
Китай не хочет дестабилизировать существующую международную систему, но он намерен оказывать более сильное влияние на ее правила, о чем и свидетельствуют его глобальное инвестиционное наступление. Проходящая в настоящее время встреча в верхах между президентом Обамой и Ху Цзиньтао омрачена для Соединенных Штатов неприятным выводом – в будущем самым могущественным человеком может быть не тот, у кого будет больше ракет, а тот, у кого будет больше монет.