Российские партнеры по совместному предприятию ТНК-BP недовольны итогами эпохальной сделки, заключенной BP с «Роснефтью». Похоже, они считают, что их обманом лишили возможности искать месторождения в Арктике, которая, возможно, станет теперь одной из самых развитых в плане добыче нефти регионов мира.
BP не должны поддаваться на эту удочку. Необходимо понять, готова ли компания к рискованной полярной экспедиции, которая, возможно, еще двадцать лет не будет приносить нормального дохода. Российские партнеры уже очень много заработали, катаясь на «русских горках» посткоммунистической экономики, но они еще не доказали, что готовы делать инвестиции, которые не окупятся до их выхода на пенсию.
ААР — консорциум российских акционеров — два года играл первую скрипку в тандеме ТНК-BP, но теперь они недовольны, что британские партнеры решили провести обмен акциями с государственной «Роснефтью» и заняться таким рискованным делом, как исследования Арктики, без их участия.
В «семье» ТНК-BP тапки принадлежат ААР с 2008 года, когда тогдашний начальник ТНК-BP, а ныне — гендиректор BP Роберт Дадли (Robert Dudley) бежал из России после острого спора по вопросам полномочий.
Если условия сделки между BP и «Роснефтью» будут выполнены, то ААР придется во всех будущих ссорах в рядах ТНК-BP считаться с Кремлем, который станет крупнейшим акционером BP.
Но вечно готовый к склокам консорциум твердо намерен драться. Ссылаясь на договор акционеров ТНК-BP, консорциум утверждает, что имеет право участвовать в поиске месторождений в Арктике и оставляет за собой право поступать по собственному усмотрению.
После сделки с «Роснефтью» и полученным обещанием преимущественного положения в гонке за нефтью Арктике у BP случился приступ щедрости.
«Пусть ААР участвует в работах в Арктике вместе с нами, если хочет, только пусть сам за все платит», — сказал представитель компании.
Но специалисты по нефтяной отрасли не уверены в том, что ААР готов работать в Арктике.
Олигарх Михаил Фридман и его партнеры в ААР разбогатели в дикие годы российского капитализма в одночасье и привыкли всегда получать прибыль очень быстро.
Их взглядам на ведение бизнеса соответствует Западная Сибирь, где ТНК-BP и добывает большую часть нефти. Там, конечно, холодно и страшно, как и в Арктике, зато все точно знают, что нефть там есть. Дорогостоящая инфраструктура — от буровых вышек до трубопроводов — уже есть. Есть даже уютные отели и рестораны, где уставшие нефтяники оттаивают после рабочего дня.
Не исключено, что на фоне арктических месторождения в Западной Сибири покажутся мелочью, но до того, как мы узнаем, каков их потенциал, уйдут годы и миллиарды долларов. Даже самые большие оптимисты не прогнозируют больших прибылей до 2025—30 года, то есть как раз того момента, когда руководители ААР, возмущающиеся сейчас против альянса BP и «Роснефти», уйдут на пенсию.
Скорее всего, BP не отдаст ТНК-BP: на их совместное предприятие с Россией приходится около 24% всей добычи нефти, а также значительная доля прибыли. Но пока ссора из-за поиска месторождений в Арктике не вышла из-под контроля, было бы неплохо вынудить ААР признать, что они блефуют.