45-летняя Эгана Гасанова работает поваром в одном из московских ресторановна Арбате. Родившись в Азербайджане – мусульманской тюркоязычной республике на берегу Каспийского моря, после 11 лет жизни в Москве она получила российское гражданство. «Я россиянка», - говорит она, показывая паспорт.
Каждый день в 10 часов вечера Эгана возвращается в метро домой – в однокомнатную квартиру в южном пригороде Москвы. В субботу 18 декабря 2010 года она поначалу не обратила внимания на группу подростков, усевшихся напротив нее в вагоне.
«Они начали кидаться в меня бумажными шариками. Я опустила глаза. Но оскорбления продолжались: «Черномазая! Таких как ты, и убивать мало!» - не унимались они. Я расплакалась. На станции «Текстильщики» я хотела выйти, но было уже поздно, двери закрылись», - рассказывает она.
Поезд тронулся, а она встала лицом к двери. Внезапно эти шестеро подростков ее окружили и стали бить, стараясь попасть по голове. Ей удалось в конце концов выбежать, но она была оглушена, с рассеченной бровью. «Я выбежала на станции «Кузьминки», а они остались в вагоне, и я слышала, как они смеялись», - говорит Эгана. Она до сих пор дрожит при воспоминании.
Никто из бывших в вагоне пассажиров не среагировал. Женщина задается вопросом: «За 11 лет жизни здесь ко мне всегда было хорошее отношение: со стороны соседей, коллег, учителей моей дочки. Откуда взялись эти полные ненависти молодчики?»
Нападения на почве расовой ненависти в России часты. По данным информационно-аналитического центра «Сова», изучающего проявления ксенофобии, в 2010 году в 44 из 83 регионов России погибли 37 человек, 368 были ранены. Долой «лиц неславянской внешности»! Требование исходит от ультранационалистов, чьи идеи проникли в институты, спортивные клубы и молодежные организации.
Иностранные мигранты – выходцы из бывших советских республик, таких как Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, а также страны Африки и Азии – основные жертвы подобного насилия. Мусульманам с Северного Кавказа, которые кстати являются полноценными гражданами России – чеченцам, ингушам, черкесам, дагестанцам – тоже попадает.
Со времени демонстраций и погромов, устроенных ультранационалистами с криками «Россия для русских» на Манежной площади в двух шагах от Кремля 11 декабря 2010 года, страну раздирает вопрос «межэтнических отношений». Обвинения движутся по кругу. «Кавказцы не соблюдают русских обычаев», - эту фразу чаще всего можно услышать в разговорах.
Россия – это тесное переплетение народов и религий. Сомневаться в ее многонациональном характере - значит, ставить под вопрос ее целостность. Чтобы избежать этого распада Кремль провел две войны в Чечне. Следовало любой ценой эту небольшую восставшую территорию вернуть в свое лоно. И вот теперь подросшие ультранационалисты кричат под окнами президента Дмитрия Медведева, что они не хотят видеть у себя кавказцев! Что делать с растущей ненавистью? У каждого свой ответ. «Мы должны развивать многонациональную культуру, но при этом, вне всякого сомнения, особое внимание следует уделять русской национальной культуре. (…) Русские вообще являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным. Русская православная церковь является крупнейшей конфессией нашей страны», - подчеркнул в понедельник 17 января в ходе встречи с руководителями обеих палат парламента Дмитрий Медведев.
Для председателя Госдумы Бориса Грызлова виноваты всегда другие. «Мы, русские, хотим жить в дружбе с другими, но эта черта не присуща другим национальностям», - посетовал он. Глава коммунистов Геннадий Зюганов хочет закрепить в Конституции «государствообразующую» роль русского народа. Как заключает издание «Ведомости», налицо «попытка победить ксенофобию шовинизмом».
Дискуссия приняла неожиданные обороты после предложения одного из высших чинов Русской православной церкви. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в ходе «круглого стола», посвященного межэтническим отношениям, еще в декабре 2010 года предложил для установления гражданского мира в стране ввести общенациональный дресс-код, в особенности, для женщин. «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права», - объяснил он, описывая соотечественниц, «раскрашенных как клоунов» и одетых «как в стрип-клубах». Чаплин, сам одетый в неприметную черную рясу, не уточнил, какую именно одежду он хочет видеть на женщинах. В ответе, который публикован агентством «Интерфакс» 18 января, он настаивает: в стране должен быть введен дресс-код.
И вот феминисты строчат петиции, интеллектуалы усмехаются, и только Рамзан Кадыров, тиран, поставленный Кремлем во главе Чечни, ликует. Чеченский режим вольностей в женской одежде не терпит. Несколько месяцев назад девушки, гулявшие по Грозному без платка, были обстреляны из пейнтбольных ружей. Так когда же все российских женщин оденут в длинные рясы и платки? Тогда хотя бы по этому пункту межэтническое согласие будет полным!