Высокопоставленный представитель Русской православной церкви, могущество которой продолжает нарастать, вызвал множество возмущенных откликов, призвав ввести «национальный дресс-код», заставить женщин скромно одеваться в общественных местах и потребовать от предпринимателей не обслуживать «неприлично» одетых клиентов.
По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, на то, что сами женщины будут одеваться должным образом полагаться нельзя.
«Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе - не только их «личное дело»,- заявил он во вторник. - Если женщина одета в офис как проститутка, то другие женщины должны иметь право ей об этом сказать».
«Развязный внешний вид и развязное поведение - прямая дорога к несчастью. К пустым «любвям на один раз». К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию», – добавил протоиерей Чаплин.
Знак политических амбиций церкви
Оппоненты считают это предложение знаком роста политических амбиций Русской православной церкви, которая недавно добилась крупного успеха, заставив Кремль вернуть ей сотни храмов и монастырей, а также тысячи предметов культа, ранее принадлежавших государственным музеям.
Церковь также вмешивается и в вопросы, связанные с искусством. Она открыто поддержала ряд исков к московскому Музею Сахарова, который она обвинила в демонстрации «кощунственных» работ на двух проходивших в последние годы художественных выставках.
В прошлом году московский суд наложил крупные штрафы на двух бывших музейных кураторов, выставивших нетрадиционные изображения Иисуса. По итогам инициированного церковью судебного процесса они были признаны виновными в «разжигании ненависти» к христианам.
Предложение Чаплина было восторженно встречено частью консервативных кругов. На этой неделе в поддержку идеи создания «национального дресс-кода», согласно которому женщин могут обязать носить головные платки, как уже сейчас принято в православных церквях и церковных приютах, высказалась Российская ассоциация исламского согласия. Мусульмане составляют около 20% населения России.
«Нелепое» предложение
Свои заявления Чаплин сделал в письме, опубликованном на этой неделе независимым агентством «Интерфакс-Религия», служащего для церкви основным средством для связи со светским обществом. Хотя его идеи о дресс-коде относятся также и к мужчинам, появляющимся в общественных местах в майках, шортах или тренировочных штанах, в первую очередь его письмо должно было вызвать недовольство у российских женщин, славящихся своим пристрастием к шокирующим цветам, обильному макияжу и смелым фасонам.
«Высказывания протоиерея Чаплина звучат нелепо, - утверждает руководитель образовательных программ общества «Мемориал» - крупнейшей в России правозащитной организации - Ирина Щербакова. – Вместо того, чтобы заниматься реальными социальными проблемами, такими как рост межнациональной ненависти, и проповедовать толерантность, они занимаются подобным вздором. В основном женщины это просто проигнорируют, однако, так как в поддержку идеи выступили исламские религиозные авторитеты, существует опасность, что по правам женщин будет нанесен серьезный удар».
Своим письмом Чаплин явно пытался пояснить провокационные заявления, которые он сделал в прошлом месяце, сказав, что жертвы изнасилований сами подстрекают насильников нескромной одеждой и поведением. Ответом на его слова тогда стало открытое письмо протеста с требованиями извинений, которое подписали более тысячи человек.
«Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать… Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права», – заявил протоиерей в прошлом месяце
Отсутствие общественной поддержки
Слова Чаплина не стали причиной бурного общественного гнева, который они вызвали бы в западной стране, но это не значит, что они получат серьезную общественную поддержку, считает редактор издающегося Московским центром Карнеги журнала Pro et Contra Маша Липман.
«Обычная российская женщина просто пожмет плечами, решив, что к ее жизни это никакого отношения не имеет, - говорит она. – В постсоветский период у церкви намного лучше получалось добиваться уступок от государства, чем завоевывать души... По данным опросов, большинство россиян уважают церковь как традиционный институт, но не как моральный авторитет в повседневной жизни».
Хотя некогда церковные и светские власти столетиями диктовали россиянам как себя вести и что делать, по мнению г-жи Липман, эти дни давно миновали.
«Важное отличие современной России от СССР состоит в том, что хотя государство сейчас политически авторитарно, оно больше не пытается вмешиваться в частную жизнь» и вряд ли собирается дать такое право церкви, объясняет она.
«Люди привыкли к личной свободе, - утверждает г-жа Липман. - Трудно себе представить, что современные молодые люди будут слушать чьи-либо указания по поводу того, как им следует одеваться».