Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
"У нас нет настоящей оппозиции, у нас вообще нет оппозиции," - эти слова рефреном звучат во всех моих беседах с тунисскими знакомыми. Их гнев направлен против свергнутого президента Зин эль-Абидина Бен Али и людей из его партии, пытающих силой удержаться у власти. Однако острой критике подвергаются и главы "законных" оппозиционных партий, которые согласились присоединиться к временному правительству, придав ему тем самым легитимный статус.
Три министра от оппозиционных партий были вынуждены выслушать гневные заявления своих товарищей за то, что предали идеалы и согласились сотрудничать с теми, кто в течение двадцати лет подавлял в Тунисе любые ростки демократии. При такой оппозицией многие тунисцы, опасающиеся хаоса, хотят, чтобы власть в стране взяла под контроль национальная армия.
Молодежь продолжает изливать горечь в социальных сетях в Интернете, однако не имеет ни малейшего представления о том, как объединить силы и предложить разумную альтернативу. Тем временем исламисты терпеливо ждут своего часа.
Проще всего наблюдать со стороны и анализировать неспособность тунисцев, после 54 лет авторитарного правления, выдвигать рациональные альтернативные идеи. Однако на этой неделе стало окончательно ясно, что и "единственная демократия на Ближнем Востоке" не способна найти какую-либо альтернативу правительству Ликуда. Печальная картина: разрушение Эхудом Бараком партии Авода, беспринципность Кадимы, исчезновение с политической карты МЕРЕЦ. С формальной точки зрения, коалиция Нетаниягу потеряла восемь депутатов, которые присоединяются к парламентской оппозиции. Однако надежде многих израильтян увидеть мощный оппозиционный блок, который противостоит право-ортодоксальному правительству, не суждено сбыться.
Наши оппозиционеры беспомощны. Точно так же, как в Тунисе. Они тоже не в состоянии сформировать – для себя и для своих избирателей – программу вывода страны из той тяжелой ситуации, в которой она оказалась. Речь идет не только о несуществующем "мирном процессе". Когда в последний раз парламентская оппозиция в Израиле представляла избирателям новые социально-экономические идеи? У нас тоже проще всего заткнуть рот оппозиционеру, предложив ему ключевой пост в правительстве.
У тунисских граждан, вышедших на улицы городов, нет ответа. У израильского общества – тоже. Тунисцы хотя бы готовы выходить на улицы, вступать в стычки с полицейскими, рисковать жизнью. Но даже из тунисского хаоса израильская демократия не выглядит привлекательно.