Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

А где остальная нефть?

© коллаж ИноСМИАльянс BP и «Роснефти»
Альянс BP и «Роснефти»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пессимисты опасаются, что запасы нефти на планете иссякнут в скором времени, но заключенная недавно сделка между British Petroleum и российской «Роснефтью» говорит об обратном. В момент, когда BP заключила сделку с «Роснефтью», резервы нефти оценивались уже в 75 миллионов баррелей, а после начала работ за Северным полярным кругом добыча, вероятно, вырастет в разы.

Пессимисты опасаются, что запасы нефти на планете иссякнут в скором времени, но заключенная недавно сделка между British Petroleum и российской «Роснефтью» говорит об обратном. Ричард Нортедж сообщает о росте и падении мирового потребления нефти.

В 1998 году, когда гигантская нефтяная компания Великобритании BP впервые образовала альянс с «Роснефтью» с целью разработки тихоокеанских месторождений на Сахалине, запасы нефти в России оценивались ею в 56 миллионов баррелей.

В прошлые выходные, когда BP договорилась с российской энергетической компанией, резервы нефти оценивались уже в 75 миллионов баррелей, а после начала работ за Северным полярным кругом по лицензии «Роснефти» добыча, вероятно, вырастет в разы.

Подобные события несколько развеивают убедительность пессимистических прогнозов о скором конце мировых запасов нефти. В 1956 году, когда была впервые сформулирована концепция «пикового уровня потребления» нефти (то есть такого, после наступления которого потребление неизбежно начинает падать), ожидалось, что уровень добычи нефти в США начнет снижаться с конца 1960-х годов. Но последующие открытия неизменно отодвигали эту дату в будущее. Двадцать лет назад мировые запасы нефти оценивались специалистами BP в триллион баррелей; теперь, несмотря на рекордно высокий уровень ее потребления, запасы оцениваются уже в 1,333 триллиона.

По крайней мере в экономически развитой части мира рост потребления энергии выровнялся и, возможно, уже вступил в фазу необратимого снижения. В 2009 году спрос упал на 1,1%, хотя, возможно, дело было не только в долгосрочных изменениях в области эффективности и сферы применения, но и в краткосрочной рецессии.

Аналитик из работающего с энергетикой консалтингового агентства Wood Mackenzie Фрэнсис Осборн (Francis Osborne) считает, что уровень спроса опять начал расти и вскоре будет бить рекорды высоты.

«Всего через три года после начала рецессии мировой спрос на нефть восстановился до предкризисного уровня, отмеченного в 2007 году», — сказал он.

Но перемены наблюдаются, причем как с точки зрения производителей, так и с точки зрения потребителей нефти. 34 развитых государства из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по сравнению с 2007 годом сократили потребление почти на четыре миллиона баррелей в день, но спрос со стороны «новых развитых» стран растет огромными темпами. Так, за прошлый год потребление нефти Китаем выросло на 8,7%.

«Влияние рецессии на спрос на нефть в странах ОЭСР и «новых развитых» настолько яркое, насколько это вообще возможно, — комментирует Осборн. — На мировом рынке наблюдается беспрецедентная степень дивергенции. На «новые развитые» приходится 85% роста спроса, а в 2011 и 2012 годах, как ожидается, из этих стран будет исходить 80% роста мирового спроса на нефть. К 2012 году, как ожидается, спрос со стороны стран ОЭСР все еще будет более чем на 5% меньше, чем до рецессии, а спрос со стороны „новых развитых“ будет на 6,5 миллионов баррелей выше».

Даже с учетом восстановления роста экономики западных стран эксперты BP предполагают, что разрыв будет сохраняться. На прошлой неделе были опубликованы прогнозы, которые обычно готовятся только для внутреннего пользования; согласно приведенным в них данным, спрос на энергию со стороны стран ОЭСР в ближайшие два десятилетия будет расти всего на 0,3% в год (а потребление на душу населения вообще будет падать), причем весь этот рост будет приходиться на частных потребителей и на сферу услуг, а промышленность и транспорт будут потреблять все меньше и меньше. Однако в других странах потребление будет повышаться на 2,6% ежегодно, и это означает, что, по оценке BP, в 2030 году «новые развитые» страны будут потреблять на 68% больше энергии, чем сейчас.

Этот дополнительный спрос скажется на мировых запасах нефти, природного газа и угля. По оценке BP, разведанных запасов нефти, составляющих 1,333 триллиона баррелей, должно хватить чуть более чем на 45 лет, хотя конкретные временные оценки очень сильно разнятся. У Саудовской Аравии нефти хватит на 66 лет самообеспечения, у Ирака — на 142 года, а у США без импорта нефть кончится уже в 2018 году.

Возглавляемый бывшим научным советником правительства Великобритании сэром Дэвидом Кингом (David King) Центр предпринимательства и экологии имени Смита при Оксфордском университете опубликовал исследование, в котором говорится, что способность мира удовлетворять будущий спрос на нефть балансирует на грани нереальности. Истинный уровень запасов нефти составляет всего от 850 до 9000 миллиардов баррелей, что говорит о том, что времена дешевой нефти миновали.

Сотрудник центра Йорг Фридрихс (Jorg Friedrichs), комментируя это исследование, не сказал о том, достигнут ли уже пиковый уровень потребления нефти, но предупредил, что последствия его могут оказаться разрушительными.

«Нефть — ресурс небесконечный, — сказал он. — Когда-нибудь она кончится. В разных частях мира будут реагировать по-разному. Нарастающие конфликты из-за оскудевших запасов энергии подорвут фундамент мировых процессов социальной, экономической и политической нормализации, наблюдавшихся в последние несколько веков».

По мнению Фридрихса, США и Китай, возможно, прибегнут к войне, воспользовавшись силой, чтобы обеспечить себе доступ к нефти, тогда как производящие нефть страны, возможно, воспользуются своим повышенным богатством, чтобы предоставить помощь своим гражданам.

«Exxon и Shell еще больше уступят в борьбе экспортерам с сильным государством, например, саудовском Aramco и нигерийской NNPC, — считает он. — Даже страны-импортеры нефти будут все больше зависеть от государственных компаний вроде китайской CNPC. В случае достижения пикового уровня, видимо, будет разумным ожидать перераспределения могущества и богатства от импортеров нефти в пользу ее экспортеров, а также от частных компаний в пользу государственных».

Генеральный директор BP Боб Дадли (Bob Dudley) признал это на прошлой неделе, подписав свой собственный договор с «Роснефтью», на 85% контролирующейся Кремлем. По его словам, компаниям Shell, ExxonMobil, Chevron и прочим конкурентам нужно изменить свои собственные модели поведения, завязав связи с нефтяными компаниями, пользующимися поддержкой государства.

BP впервые связалось с «Роснефтью» в 1998 году, а четыре года назад еще и договорилось с нею же о совместном проведении научных исследований в российской Арктике. По оценке Геологической службы США, проведенной два года назад, в недрах Арктики, учитывая Гренландию и Баренцево море, скрывается 90 миллиардов баррелей нефти (неразведанные запасы) и 44 миллиарда баррелевого эквивалента природного газа. По условиям последней сделки BP получает доступ к территории площадью 125 тысяч квадратных километров в южной части Карского моря; по размеру и перспективности эта территория не уступает всему Северному морю.

Россия уже сейчас занимает первое место в мире по добыче нефти и газа, добывая по 18 миллионов баррелей нефти в день и оставляя позади США с их 17 миллионами и, тем более, Саудовскую Аравию — с 11 миллионами. Количество запасов нефти, имеющихся у России, постоянно растет, но то же самое относится и к запасам многих других стран.

В 1980 году объем запасов Нигерии был оценен в 16,7 миллиарда баррелей, сейчас — в 36,2 миллиарда. За этот же период оценка запасов Ливии сменилась с 20 до 44 миллиардов, Венесуэлы — с 20 почти до 100 миллиардов, Ирака — с 30 до 115 миллиардов. Ежегодно открываются новые запасы общим объемом от 15 до 20 миллиардов баррелей, что по крайней мере наполовину покрывает весь мировой спрос.

Буровые работы вблизи Фолклендских островов, возможно, дадут новые запасы; не исключено, что порядка 20 миллиардов есть у Кубы, а собственный континентальный шельф США, возможно, даст в сумме 100 миллиардов баррелей нефти и газового эквивалента. Несмотря на катастрофу, постигшую BP в Мексиканском заливе, Shell и прочие компании продолжают вести буровые работы, качая нефть, скрывающуюся на глубине трех километров ниже уровня моря. Нефтеносные пески Канады, по оценкам, скрываю триллион баррелей нефти, столько же — в нефтяных сланцах США.

По данным BP, на Ирак, где фирма Shell разрабатывает месторождение «Меджнун», в ближайшие двадцать лет будет приходится пятая часть всего роста мирового предложения нефти; к 2020 году он, возможно, достигнет уровня добычи 12 миллионов баррелей в день.

Однако в долгосрочном периоде нефть как источник энергии уже вступает в фазу упадка, уступая место природному газу, а в краткосрочном периоде (благодаря спросу со стороны Индии и Китая) — еще и каменному углю. К 2030 году, по данным BP, в мире будет потребляться одинаковое количество этих видов топлива, но потом на первое место выйдет газ — а Россия с ее 24% мировой добычи господствует на рынке этого вида сырья.

Со следующего года компания Shell будет добывать уже больше газа, чем нефти, а в прошлом году на 5% повысилась добыча ею сжиженного природного газа — заработал ее совместный с российской государственной компанией «Газпром» проект «Сахалин-2».

Таким образом, несмотря на сделанные Осборном из Wood Mackenzie предсказания о росте спроста с 86,7 до 88,1 миллиона баррелей в день (а к 2012 году — и до 90 миллионов баррелей), день, когда истощатся запасы энергоносителей в мире, не приближается, а отдаляется от нас. Директор BP признает: «Видимо, пик потребления странами ОЭСР миновал в 2005 году, и потребление упадет до уровня чуть более чем четыре миллиона баррелей в день. Источником роста являются исключительно страны с быстро растущей экономикой, не входящие в ОЭСР».