По мнению российских экспертов, теракт в московском аэропорту еще раз продемонстрировал неэффективность российской политики на Северном Кавказе. А также несостоятельность российских спецслужб.
По меньшей мере, 35 человек были убиты и 46 ранены в понедельник 24 января в 16.30 в результате взрыва террориста-смертника в зоне прибытия международных рейсов аэропорта «Домодедово» на юге Москвы.
Аналитик Андрей Солдатов заявил корреспонденту L'Express, что «не слишком удивлен» случившимся. «В этом нет ничего особенно удивительного, поскольку практика подрыва террористов-смертников возобновилась в 2010 году повсеместно, от Северного Кавказа до Москвы», - отметил этот специалист по деятельности российских спецслужб, создатель сайта agentura.ru, посвященного разведслужбам. Напомним, что 29 марта 2010 года в столичном метро в результате двойного взрыва погибли сорок человек, более сотни были ранены.
Между тем, в 2009 году правительство объявило о завершении антитеррористических операций в Чечне и заявило, что ситуация на Северном Кавказе находится под контролем. «В действительности же, в 2009-2010 годах ситуация значительно ухудшилась, - подчеркнул Солдатов. – На Северном Кавказе число терактов в 2010 возросло вчетверо. А в районе Кабардино-Балкарии оно увеличилось в пять раз!»
Действительно, за прошедшие десять лет частота террористических актов сколько-нибудь значительно не снизилась. Как это пришлось сделать Франции в 1990-х годах, Россия должна научиться жить в ситуации постоянной террористической угрозы. Однако впервые теракт был совершен на одном из двух крупнейших аэропортов столицы. По крайней мере, на земле. На самом деле, 24 августа 2004 года два самолета российских авиалиний, отправившиеся с этого же аэропорта (один с конечным пунктом назначения в Волгограде, другой - в Сочи, на Кавказе) взорвались примерно через полчаса после взлета. Итог той трагедии: 89 погибших.
Беспомощность спецслужб
Несмотря на то, что пока никто не взял на себя ответственность за это преступление, все указывает на то, что следы теракта 24 января ведут на Кавказ. «Если это действительно так, то свидетельствует о том, что российская политика в этом регионе неэффективна, - доказывает, со своей стороны, независимый аналитик Александр Гольц, один из лучших российских специалистов по военной тематике. – Эта политика основывается на следующей логике, выдвинутой Владимиром Путиным: правительство доверяет ключи от Кавказа своим ставленникам, хранящим верность Кремлю, которые могут действовать, пренебрегая законом, при единственном условии: они должны гарантировать, что террористические акты ограничатся Кавказским регионом». Между тем, как это доказал и взрыв 28 ноября 2009 года в поезде «Невский экспресс», следовавшем из Москвы в Санкт-Петербург (26 погибших), география терактов значительно шире границ Дагестана, Чечни и Кабардино-Балкарии.
Взрывы в московском аэропорту свидетельствуют также о том, что российским спецслужбам пока не удалось проникнуть в тайные кавказские сети, которые далеко не уничтожены. «Уместно побеспокоиться о безопасности во время Зимних Олимпийских игр 2014 года, которые будут проходить недалеко от кавказского порохового погреба», - настаивает Андрей Солдатов.
Как бы там ни было, несмотря на политические неудачи, Владимир Путин позиций не сдает. «Напротив, после терактов в московском метро в марте прошлого года премьер-министр лишь усилил свои воинственные заявления. Но все, что с тех пор совершили российские ставленники на местах, не позволяет надеяться, что с ситуацией удалось справиться», - резюмирует эксперт. Теракт в Домодедово наглядно демонстрирует, что этого отнюдь не произошло.