Исламабад - По состоянию на вторник никто не взял на себя ответственность за совершенный предположительно террористом-смертником в понедельник теракт в московском международном аэропорту Домодедово, который унес жизни 35 человек (еще 180 пострадали). В предыдущих терактах в России вину возложили на чеченских боевиков.
Мусульманские сепаратисты также осуществили многочисленные акции в российской северокавказской республике Дагестан и вне ее пределов, включая взрывы в московском метро в 2010 году, когда погибли 40 человек.
Теракт в понедельник мог также стать часть региональной борьбы «Аль-Каиды» за новое открытие театра военных действий на Кавказе, дабы распространить сражение, которое сейчас сконцентрировано на юге Афганистана, и на север этой страны, и дальше.
Чеченские, узбекские, китайские и таджикские исламисты, проживавшие в Афганистане во время падения режима талибов в 2001 году, перед угрозой вторжения международных сил во главе с США отступили в Пакистан на территорию племен, вместе с «Аль-Каидой». Результатом этого стала тесная взаимосвязь между Аль-Каидой и этими оппозиционными силами в их соответствующих странах, но шура (совет) «Аль-Каиды» превратил эту связь в стратегическую лишь полтора года назад, когда решил обучать этих исламистов.
Решение «Аль-Каиды» разжечь огонь военных действий в Средней Азии и России последовало за ее решением усилить свои позиции в северных провинциях Афганистана, таких как Баглан и Кундуз, расположенных на краю Узбекистана и Таджикистана, с тем, чтобы повстанческая активность пустила там корни и закрепилась, прежде чем переходить границу.
Связь «Аль-Каиды» с талибами, чьи спорадические атаки ни к чему не приводили в северных районах, изменила динамику развития повстанческого движения до такой степени, что оно стало серьезной угрозой афганской администрации, особенно в ее убежищах в Баглане и Кундузе.
Впоследствии группировки, аффилированные с «Аль-Каидой», такие как «Джундалла», выпустили в северный Афганистан хорошо обученных узбекских, чеченских и таджикских боевиков, чтобы расширить аудиторию повстанческого движения, включив, помимо пуштунов, узбекское и таджикское население региона.
Волновые эффекты этих процессов уже ощущаются в Средней Азии. По данным последнего отчета, широкое подавление религиозной свободы отмечается в Таджикистане, где власти закрывают мечети и преследуют мужчин с бородами. Другой отчет гласит: на фоне все еще кипящих проявлений этнической напряженности, оставшихся от гражданской войны 1990-х годов, и на фоне присутствия талибов на южной границе этого бывшего советского государства, таджикские власти недавно начали свою собственную кампанию против верующих. С растущей тревогой они наблюдали за тем, как все больше и больше молодых людей начинают ходить в мечеть, и все меньше и меньше сидят на площадях и в ресторанах, потягивая пиво.
В сообщении в Twitter российский президент Дмитрий Медведев пообещал разыскать и наказать тех, кто несет ответственность за взрыв в московском аэропорту. «Безопасность будет усилена на крупных транспортных узлах, - написал он.- Мы скорбим о жертвах теракта в аэропорту Домодедово. Организаторы будут найдены и наказаны».
Но это может оказаться более сложным, чем представляется. Это может быть началом новой подпольной битвы в Российской Федерации и в Средней Азии с участием «людей-бомб» - террористов-смертников. «Аль-Каида» любит использовать представителей местных народностей в качестве боевиков и в качестве «мучеников за веру».
Начиная с июля США начнут выводить войска из Афганистана и пытаться задействовать в решении афганских проблем региональных игроков, таких как Индия, Россия и среднеазиатские республики. К этому времени война может уже ощутимо распространиться на территориях самих этих новых партнеров.
Сейед Салим Шахзад (Syed Saleem Shahzad) - шеф пакистанского бюро Asia Times Online и автор книги, которая должна вскоре выйти в британском издательстве Pluto Press, под названием "Внутри "Аль-Каиды" и "Талибана" после 11 сентября"