25 января протестующие в Египте и Ливане назвали этот день "днем ярости" - ливанские сунниты протестовали против номинации нового премьер-министра, а египтяне - против правительства Мубарака. Конечно, у происходящего в Египте и Ливане очень, очень мало общего, если вообще что-то есть. Так что мы просто начнем с происходящего в Ливане.
Движение "Хезболла" при поддержке Сирии организовало коллапс ливанского правительства. Как только правительство развалилось, в ливанских СМИ начали появляться предостережения возврата к гражданской войне. Однако во всем это сценарии Сирия и "Хезболла" знали, что они возьмут верх. Если кто-либо хотел избежать более крупного конфликта, а это включает в себя американцев, саудовцев и многие из ливанских фракций, им пришлось бы обратиться к Сирии для переговорах на ее условиях. Эти условия означали избавление от премьер-министра Саада аль-Харири, а также нейтрализацию Специального трибунала по Ливану, расследующего убийства его отца, так как это расследование ставило под угрозу ряд сирийских функционеров и членов руководства "Хезболлы".
На роль следующего премьер-министра Ливана был номинирован компромиссный кандидат Наджиб Микати. По ливанским законам, премьер-министр должен быть суннитом. Это служит причиной для гнева среди многих ливанских суннитов, разъяренных тем, что следующим премьер-министром Ливана является некто, номинированный их главными соперниками из "Хезболлы". Теперь мы имеем дело с ситуацией, когда ливанские сунниты являются организаторами яростных протестов в стране, а все остальные призывают к спокойствию. И вновь это идет на пользу "Хезболле", потому что в виде исключения в них не видят распространителей насилия, которыми в этот раз являются сунниты. "Хезболла" использует эту ситуацию, чтобы посеять еще больший раздор в лагере суннитов. Теперь, когда все пытаются разрешить этот кризис, в условия компромисса придется включить нейтрализацию расследования Специального трибунала по Ливану по поводу убийства аль-Харири, и это означает по сути прощение Сирии и многим из руководства "Хезболлы" их вины за это убийство. В итоге саудовцы и американцы просчитаются, а сирийцы вернутся на свои превосходящие позиции в Ливане. В Египте многие боятся, не повторит ли египетский президент Хосни Мубарак судьбу тунисского президента Бен Али, свергнутого в результате народного восстания. Попытавшись воспользоваться ситуацией в Тунисе, небольшая группа протестующих, поддерживающая связь через Фейсбук и называющая себя "Молодежным движением 6 апреля", мобилизировала протестантов в этот "день ярости".
Здесь нужно учесть различия между Египтом и Тунисом, и одним из основных факторов, на которые стоит обратить внимание, являются США. На данный момент в широкие стратегические интересы США входит поддержание стабильности в Египте и гарантия плавного перехода между Мубараком и его преемником. Это жизненно важно не только для интересов США, но и для израильтян, которые не хотят, чтобы в стране разрадился кризис, которым смогло бы воспользоваться хорошо организованное исламистское движение Египта. Так что в условиях всей этой обеспокоенности и идущих протестов не является совпадением тот факт, что начальник штаба вооруженных сил Египта находится в данный момент в Вашингтоне, где он заверяет США в том, что египетская армия не бросит Мубарака, как тунисская армия поступила с Бен Али.