В московском аэропорту «Домодедово» осуществлен теракт, унесший жизни 35 человек. Корреспондент Nouvel Observateur Венсан Жовер (Vincent Jauver), находившийся в российской столице, рассказывает о реакции жителей страны.
Nouvel Observateur : Можете описать обстановку в Москве после теракта в аэропорту?
Венсан Жовер: Никаких волнений. Московские пробки как были многочисленными до теракта, так такими остались и после. Там, где я живу, я не заметил, что милиционеров прибавилось. В любом случае милиции в России никогда не доверяли… Я встретился с женщиной, которая помогает бомжам, и она мне рассказала, что с момента теракта к ней не обращался за помощью ни один бездомный. По ее мнению, что из-за участившихся проверок документов все бомжи разбежались и попрятались.
- Как вообще распространялась информация о теракте?
- С понедельника все российские СМИ говорят только о теракте. После взрыва сразу же показали Дмитрия Медведева, собравшего трех министров, и Владимира Путина, дававшего указания министру здравоохранения и социального развития. Он заявил, что федеральные и московские власти выделят средства семьям жертв. Это было очень странно.
Кроме этого в России важную роль играет интернет. Я даже не представлял себе, сколько видеоматериалов и сообщений можно было увидеть в сети, потому что там нет цензуры. В противоположность тому, что происходит в традиционных СМИ, в интернете царит демократия.
- Как отреагировали жители Москвы?
- О теракте я узнал, сидя в кабинете одного из высших милицейских чинов. У меня была назначена с ним встреча. И вместо того, чтобы обсуждать намеченную тему, мы включили телевизор и стали смотреть новости. Ему беспрестанно звонили коллеги, журналисты и друзья. Первое, что он выразил, это сильно раздражение. Он тотчас же обвинил государство в халатности и неспособности обеспечить безопасность жителей. А он вообще-то сам милиционер! Он говорил, что из-за плохого управления и резкого сокращения бюджета на безопасность аэропорта совершенно логично, что это место в итоге стало мишенью террористов.
- Сами жители верят в кавказский след?
- Конкретно сейчас россияне не выступают против чеченцев или кавказцев в общем. Они обвиняют в небрежности службы безопасности аэропорта и спецслужбы, которые, по некоторым данным, знали о готовящемся теракте. Эксперты указывают на плохое функционирование системы сбора информации и предупреждения терактов.
Таблоиды же все как один обвиняют власти в некомпетентности и неспособности обеспечить безопасность страны. Часть населения считает, что глава спецслужбы должен подать в отставку. Но настоящей мишенью стала милиция, которую уже давно обвиняют в засилье коррупции.
- По вашему мнению, этот теракт станет, как полагает оппозиция, использоваться властью в преддверии (президентских) выборов 2012 года?
- Не думаю. Этот теракт может рассматриваться как провал контртеррористической политики. Находясь у власти, Владимир Путин использовал эту тему, пообещав «мочить террористов в сортире». Но сейчас, чтобы обеспечить будущее, Москва должна опираться на позитивные итоги в плане политической стабильности и модернизации. Правительство попытается замять теракт, как это случилось после взрывов (в метро) в марте 2010 года. Будет сделано все, чтобы о событии забыли как можно скорее. И потом, играть с Кавказом – слишком опасно. Российское правительство не уверено, что сможет держать в узде националистов, которые могут уцепиться за этот аргумент.